Пространственное (Intra) предсказание в HEVC

Пространственное (Intra) предсказание в HEVC

ГЛАВА 3

Video_compression_book

Пространственное предсказание (Intra). Обработка изображения в HEVC. Процедура пространственного предсказания: четыре этапа. Алгоритмы расчета значений пикселов внутри кодируемого блока.

 

 

Системы видеокодирования стандарта HEVC относятся к так называемым блочным гибридным кодекам. Блочность здесь означает, что каждый видеокадр во время кодирования разбивается на блоки, к которым и применяются алгоритмы видеокомпрессии. Что означает слово гибридный? Сжатие видеоданных при кодировании происходит во многом за счет устранения избыточности информации в последовательности видеоизображений. Очевидно, что изображения в соседних по времени видеокадрах с высокой вероятностью оказываются похожими друг на друга. При устранении временной избыточности для каждого кодируемого блока в текущем кадре ищется наиболее похожее изображение в ранее закодированных кадрах. Найденное изображение рассматривается как некоторая оценка (предсказание) кодируемого участка видеокадра. Результат предсказания вычитается из значений пикселов текущего блока. Разностный сигнал при «удачном» предсказании содержит значительно меньше информации, чем исходное изображение, что и обеспечивает эффективное сжатие. Но это только один из вариантов устранения избыточности. В HEVC предусмотрен и другой вариант, в котором для предсказания используются значения пикселов того же самого видеокадра, к которому относится кодируемый блок. Такое предсказание называют пространственным или внутрикадровым (Intra). Именно о наличии двух вариантов устранения временной или пространственной избыточности видеоизображений говорит слово гибридный.  Заметим также, что эффективность Intra-предсказания во многом определяет эффективность всей системы кодирования в целом. Рассмотрим более детально основные идеи методов и алгоритмов Intra-предсказания, предоставляемых стандартом HEVC.

Обработка изображения в HEVC-системе, как уже было сказано, осуществляется поблочно. Разбиение видеокадра на блоки производится адаптивно, то есть подстраивается под характер изображения. Прежде всего изображение слева-направо и сверху-вниз разбивается на одинаковые квадратные блоки, назывемые LCU (от англ. Largest Coding Unit). Размер LCU является параметром настройки кодирующей системы и задается перед кодированием. Этот размер может принимать значения 8x8, 16x16, 32x32 и 64x64. Каждый блок LCU может быть разбит на 4 квадратных подблока CU, каждый из которых, в свою очередь, может быть также разбит. Таким образом, LCU является корнем квадродерева. Минимальный размер CU или глубина квадродерева также является задаваемым параметром настройки кодирующей системы и может принимать значения 8x8, 16x16, 32x32, 64x64. Пространственное Intra-предсказание в HEVC выполняется для блоков квадратной формы, называемых PU (от англ. Prediction Unit). Размер PU совпадает с размером CU с двумя исключениями. Во-первых, размер PU не может превышать 32x32. Таким образом, CU с размером 64x64 содержит внутри себя 4 PU с размерами 32x32. Во-вторых, CU нижнего уровня квадродерева, имеющие минимально разрешенный размер, также могут быть разбиты на 4 квадратных PU с вдвое меньшими размерами. В результате набор разрешенных в HEVC размеров PU состоит из следующих значений: 4x4, 8x8, 16x16, 32x32. Пример разбиения изображения на блоки CU и PU приведен на рис. 1. Более толстой сплошной линией выделены границы LCU. Границы подблоков CU отмечены тонкой сплошной линией. Пунктиром обозначены границы PU в тех случаях, когда CU содержит 4 PU. Здесь же цифрами внутри блоков указан порядок перебора PU при кодировании.

Video3.1

Рис.1. Границы LCU, CU и PU (жирные сплошные линии, тонкие сплошные линии и пунктирные линии соответственно), а также порядок перебора блоков при кодировании (цифры внутри блоков)

При пространственном предсказании значений пикселов внутри текущего кодируемого блока в HEVC используются значения пикселов блоков, соседних с кодируемым. Эти пикселы называют референсными. Расположение референсных пикселов относительно кодируемого блока иллюстрируется на рис. 2. На этом рисунке текущий кодируемый блок помечен буквой C (его размер в этом примере составляют 8x8 отсчетов). Буквами A, B, D, E, F отмечены блоки, содержащие референсные пикселы. Их расположение отмечено серым цветом. Отметим, что далеко не всегда все референсные пикселы доступны для использования при предсказании. Очевидно, что для блоков с номерами 0, 1, 2, 8 на рис. 1 пикселы из блоков D, A, B недоступны, т. к. блоки с этими номерами находятся в самом верху видеокадра. Но это не единственный вариант, когда референсные пикселы считаются недоступными. Стандартом разрешено использовать для предсказания только те референсные пикселы, которые относятся к уже закодированным блокам. Такое ограничение позволяет после кодирования каждого блока произвести его декодирование и уже декодированные пикселы использовать в качестве референсных. Таким образом обеспечивается идентичность результатов предсказания в кодирующей и декодирующей системах. Для примера рассмотрим доступность референсных пикселов для блока с номером 17 на рис. 1. При предсказании этого блока доступными оказываются только пикселы из блоков A, D, E. Остальные блоки, окружающие блок номер 17 при заданном порядке обхода еще не подвергались процедуре кодирования и, как следствие, не могут использоваться при предсказании.

Video3.2

Рис.2. Расположение референсных пикселов относительно кодируемого блока

Всего в HEVC предусмотрено 35 различных вариантов расчета значений отсчетов в кодируемой области по значениям референсных пикселов при пространственном предсказании. Эти варианты называют режимами предсказания (Prediction modes). Каждый режим идентифицируется своим номером в диапазоне от 0 до 34.

В целом, в процедуре пространственного предсказания можно выделить четыре этапа. Те или иные из этих этапов не выполняются для некоторых режимов предсказания и размеров кодируемого блока. Первый этап заключается в генерации значений недоступных референсных пикселов, и он выполняется всегда, когда недоступные отсчеты есть. Сама генерация очень проста. Все недоступные значения приравниваются значению первого доступного отсчета. Так, например, если недоступны блоки D, A, B (рис. 2), то значения всех референсных пикселов из этих блоков устанавливаются равными значению самого верхнего референсного отсчета из блока E. Если недоступен блок B, то вся линейка значений отсчетов этого блока устанавливается равной значению самого правого референсного пиксела из блока A. Этап генерации для вертикальной линейки недоступных референсных отсчетов выполняется симметрично. Наконец, в том случае, когда ни один из блоков A, B, D, E, F недоступен, значения всех референсных отсчетов устанавливаются равными половине от максимально возможного значения. То есть, если кодируется видео, в котором отсчеты представляются 8-разрядными числами, то в этом случае всем референсным пикселам присваивается значение 127.

На втором этапе предсказания последовательность референсных отсчетов, перебираемых сначала снизу-вверх (то есть начиная с нижнего отсчета в блоке F и заканчивая отсчетом в блоке D), а затем слева-направо (то есть начиная с левого отсчета в блоке A и заканчивая самым правым отсчетом в блоке B), подвергается фильтрации. Направление перебора отсчетов при фильтрации отмечено на рис. 2 стрелками. Тип фильтра определяется размерами кодируемого блока. Для некоторых номеров режимов предсказания этот этап не выполняется. Кроме того, не выполняется фильтрация и при предсказании блоков размером 4x4.

На третьем этапе производится собственно расчет значений пикселов внутри кодируемого блока. Так как алгоритмы расчета сильно различаются для разных режимов предсказания, рассмотрим их более детально. Для рассмотрения нам понадобятся элементарные знания по математике (в частности тригонометрия).

Введем обозначения. За N обозначим размер кодируемого блока. Предсказываемые значения будем обозначать formula, где под x и y будем понимать координаты предсказываемого пиксела внутри кодируемого блока. Левый верхний отсчет в блоке имеет координаты (0,0). Правый нижний – formula. Последовательность референсных отсчетов, находящихся над кодируемым блоком (в блоках D, A, B на рис. 2), обозначим за formula, где координата x может принимать значения -1, 0, 1, … 2N-1. Столбец же референсных отсчетов, находящихся слева от кодируемого блока обозначим formula, где координата y также может меняться в диапазоне от -1 до 2N-1. Введенные обозначения иллюстрируются на рис. 3.

Video3.3

Рис.3. Обозначения, используемые при описании режимов Intra предсказания

Как уже было сказано, каждый режим предсказания однозначно идентифицируется своим номером. Пойдем последовательно по возрастанию номеров.

Режим с номером 0.

Это так называемый DC режим. При использовании этого режима всем отсчетам formula присваивается одно и то же значение formula, которое рассчитывается как среднее арифметическое референсных отсчетов:

formula,

где за formula  обозначена операция взятия целой части числа.

Режим с номером 1.

Его также называют Planar. В этом режиме каждое значение formula получается как среднее арифметическое двух чисел formula и formula. Эти числа рассчитывают как результат линейной интерполяции в горизонтальном (formula) и вертикальном (formula) направлениях. Процессы интерполяции иллюстрируются на рис. 4.

Video3.4

Рис.4. Интерполяция в горизонтальном и вертикальном направлениях

При вычислении интерполяция в горизонтальном направлении производится между значением  и отстоящим от него на N+1 отсчетов значением . Значение получается в результате интерполяции между значением  и значением , также отстоящим от верхней строки референсных пикселей на N+1 отсчет в вертикальном направлении.
Математически расчет значений в этом режиме можно описать следующим образом:

formula

где

formula

а

formula

Остальные режимы предсказания с номерами от 2 до 34 называют угловыми. В этих режимах значения референсных отсчетов в заданном направлении расставляются внутри кодируемого блока. В том случае, когда позиция предсказываемого пиксела formula попадает между референсными отсчетами, в качестве предсказания используется интерполированное значение. Среди этих режимов можно выделить две симметричные группы. Для режимов с номерами от 2 до 17 расстановка референсных значений производится в направлениях слева-направо. Для режимов с номерами от 18 до 34 такая расстановка ведется сверху-вниз. Соответствие между номерами режимов и направлением расстановки референсных отсчетов иллюстрируется на рис. 5.

Video3.5

Рис.5. Номера угловых режимов предсказания и соответствующие им направления расстановки референсных отсчетов внутри кодируемого блока

Угловые режимы предсказания с номерами 18-34.

Для этих режимов угол formula, задаваемый номером режима предсказания и определяющий направление расстановки, отсчитывается от вертикального направления (рис. 6). Номерам режимов с 18 по 25 соответствуют отрицательные значения угла formula, номерам с 27 по 34 – положительные.

Video3.6

Рис.6. Угловое предсказание в вертикальном направлении

Рассмотрим расчет значения formula, ориентируясь на рис. 6. Очевидно, что координата проекции точки formula на горизонтальную ось, содержащую референсные отсчеты (на рис. 6 обозначены за formula, но об этом позже), в направлении, задаваемом углом formula, может быть определена как:

formula

В том случае, когда значение formula совпадает с координатой одного из референсных отсчетов, значение formula присваивается formula. Это происходит всегда, когда координата проекции formula является целым числом. Если formula не является целым, то в качестве formula принимается результат линейной интерполяции между значениями референсных отсчетов formula и formula, являющихся соседями точки с координатой formula. Весовые множители при линейной интерполяции для значений formula и formula, т.е. величина formula и formula, рассчитываются с точностью в formula пиксела*. Все вычисления производятся в целых числах. Для реализации целочисленной арифметики при сохранении заданной точности весовые множители умножаются на 32 перед вычислениями. После проведения расчетов интерполированное значение делится на 32, округляется до ближайшего целого и присваивается formula. Для ускорения расчетов округленные значения formula для всех значений углов formula занесены в таблицу (в < arel="nofollow" href="https://www.itu.int/rec/T-REC-H.265">стандарте величина formula названа intraPredAngle, а ее значения содержатся в таблице 8.4).

*Примечание. Линейная интерполяция.

Обратим внимание еще на один момент, связанный с угловыми предсказаниями в вертикальном направлении. При отрицательных углах (как раз такой случай изображен на рис. 6) для предсказания необходимо использование референсных отсчетов из вертикального столбца formula. Для упрощения их использования и вводится вспомогательный массив formula, значения которого использовались в предыдущих рассуждениях. Необходимость возникает в тех случаях, когда координата проекции formula имеет отрицательное значения. Номера референсных отсчетов formula из столбца formula, которые используются в этом случае определяются величиной угла formula, точнее величиной formula:

formula

Вычисление значений formula производится с использованием целочисленной арифметики с точностью до formula отсчета. Для ускорения вычислений округленные значения formula для всех возможных углов (режимов углового предсказания) рассчитаны заранее и занесены в таблицу (в стандарте величина formula названа invAngle, а ее значения содержатся в таблице 8.5). Таким образом, перед проведением предсказания при отрицательных углах необходимо рассчитать все возможные значения formula и занести величины formula в массив formula для отрицательных значений formula. При положительных formula значения formula совпадают со значениями formula.

Угловое предсказание в горизонтальном направлении (режимы с номерами 2 – 17) осуществляется аналогично. Угол  в этом случае отсчитывается от горизонтального направления. При этом режимы предсказания с номерами 2 – 9 соответствуют положительным значениям угла formula, а у режимов с номерами 11 – 17 значения formula отрицательны. Можно даже использовать описанную выше процедуру для предсказания в вертикальных направлениях. Для этого необходимо поменять местами formula иformula, а после расчета квадратной матрицы всех значений formula провести ее транспонирование.

Как уже было сказано, процедуру пространственного предсказания условно можно разделить на 4 этапа, из которых 3 мы уже рассмотрели. На четвертом этапе предсказанные значения formula подвергаются дополнительной постфильтрации. Фильтрация четвертого этапа используется только для 3 из 35 режимов предсказания. Это режимы с номерами 0 (DC), 10 (в этом режиме референсные отсчеты, находящиеся слева от кодируемого блока расставляются внутри блока в горизонтальном направлении слева-направо), 26 (в этом режиме референсные отсчеты дублируются внутри блока сверху-вниз). При предсказании с этими режимами на границе блока может возникать резкий перепад между референсными отсчетами и предсказанными значениями. Для режима DC такой перепад может возникать как на левой, так и на верхне границах. Как следствие, процедуре фильтрации подвергаются отсчеты, находящиеся на этих границах. При использовании 10 режима перепад возможен только на верхней границе блока. Соответственно и фильтруются только граничные отсчеты сверху. При использовании режима 26 можно ожидать перепад на левой границе блока, отсчеты которой и подвергаются сглаживанию.

Процедура линейной интерполяции на плоскости заключается в том, чтобы по заданной координате formula найти значение координаты formula для точки formula, расположенной на прямой, соединяющей две заданные точки с координатами formula и formula. Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки formula и formula можно записать в виде:

formula

Из этого уравнения легко получить:

formula

В случае интерполяции между двумя соседними точками дискретной последовательности отсчетов расстояние между соседними отсчетами равно 1. С учетом этого, обозначив за formula величину formula, получим:

formula

 

29 ноября 2018

Читать другие статьи:

Глава 1. Просто о видеокодировании

Глава 2. Межкадровое (Inter) предсказание в HEVC

Глава 4. Компенсация движения в HEVC

Глава 5. Постпроцессинг в HEVC

Глава 6. Контекстно-адаптивное двоичное арифметическое кодирование. Часть 1

Глава 7. Контекстно-адаптивное двоичное арифметическое кодирование. Часть 2

Глава 8. Контекстно-адаптивное двоичное арифметическое кодирование. Часть 3

Глава 9. Контекстно-адаптивное двоичное арифметическое кодирование. Часть 4

Глава 10. Контекстно-адаптивное двоичное арифметическое кодирование. Часть 5

 

Автор:

Олег Пономарев - 16 лет занимается вопросами видео кодирования и цифровой обработки сигналов, специалист в области распространения радиоволн, статистической радиофизики, доцент кафедры радиофизики НИ ТГУ, кандидат физико-математический наук. Руководитель исследовательской лаборатории Elecard.

 

Инструмент для детального анализа этапов кодирования видеопоследовательности - Elecard StreamEye

Инструмент для сравнения параметров видео, закодированного разными энкодерами

CHAPTER 3

Possible ways of eliminating temporal or spatial redundancy in video images. Block-by-block basis of image processing in HEVC. The procedure of spatial prediction: four major steps. Algorithms of calculation of the pixel values inside the block being coded.

 

 

Video coding systems implementing the HEVC standard are categorized as so-called hybrid block-based codecs. “Block-based” means here that each video frame is divided during the coding process into blocks to which the compression algorithms are then applied. So what does “hybrid” mean? To a large extent, the compression of video data during coding is achieved by eliminating redundant information from the video image sequence. Obviously, the images in the video frames that are adjacent in time are highly likely to appear similar to one another. To eliminate temporal redundancy, the previously coded frames are searched for the most similar image to each block to be coded in the current frame. Once found, this image is used as an estimate (prediction) for the video frame area being coded. The prediction is subtracted from the pixel values of the current block. In the case of a “good” prediction, the difference (residual) signal contains significantly less information than the original image, which provides efficient compression. However, this is just one way of eliminating redundancy. HEVC offers another option where the pixel values from the same video frame as the current block are used for prediction. This kind of prediction is called spatial or intra-frame prediction (Intra). Thus, what the term “hybrid” refers to is the use of the two possible ways of eliminating temporal or spatial redundancy in video images at the same time. It should also be noted that intra-prediction efficiency is what determines in large measure the efficiency of the coding system as a whole. Let us now consider in more detail the main ideas underlying the methods and algorithms of intra-prediction provided by the HEVC standard.

As already noted, image processing in a HEVC system is performed on a block-by-block basis. The process of dividing the video frame into blocks is adaptive – that is, tailored to the nature of the image. As a first step, the image is divided left to right and top to bottom into identical square blocks called LCUs (from Largest Coding Unit). The LCU size is a parameter of the encoding system and is specified before the coding starts. This size can take the values of 8x8, 16x16, 32x32, or 64x64. Each LCU can be divided into 4 square sub-blocks called CU, each of which is also divisible into smaller units. Therefore, the LCU is the root of a quad tree. The minimum CU size, or the minimum quad tree depth, is also a parameter of the encoding system and can take the values of 8x8, 16x16, 32x32, or 64x64. Spatial intra-prediction is performed in HEVC for square-shaped blocks called PUs (from Prediction Unit). The PU has the same size as the CU, with two exceptions. Firstly, the PU size cannot exceed 32x32, therefore a 64x64 CU contains four 32x32 PUs. Secondly, the CUs at the lowest level of the quad tree that have the minimum allowed size can be further divided into four square PUs of half the size. As a result, the set of valid PU sizes in HEVC comprises the following values: 4x4, 8x8, 16x16, and 32x32. An example of dividing an image into CUs and PUs is shown in Figure 1. The thicker solid line marks the LCU boundaries, while the thin solid line delimits the CU sub-blocks. The dotted line represents the PU boundaries in cases where a CU contains four PUs. The figures inside the blocks show the order in which the PUs are accessed during coding.

Figure 1.The LCU, CU, and PU boundaries (shown using thick solid, thin solid, and dotted lines respectively). The numbers inside the blocks show the block access order during coding

The spatial prediction of the pixel values inside the block to be coded is carried out in HEVC using the pixel values of the adjacent blocks. These are called reference pixels. Figure 2 shows where the reference pixels are located relative to the current block being coded. In this figure, the current block is marked with the letter C (with a size of 8x8 in this example). The letters A, B, D, E, and F denote the blocks that contain reference pixels. The pixel locations are shown in gray color. It is, however, far from always the case that all the reference pixels are available for use in prediction. Obviously, the pixels from blocks D, A, and B are not accessible to blocks 0, 1, 2, and 8 in Figure 1, because these blocks are located at the very top of the video frame. But this is not the only case when reference pixels are considered unavailable. According to the standard, only those reference pixels that are located in the already coded blocks are allowed to be used for prediction. This restriction makes it possible to decode each block after it has been encoded and then use the decoded pixels as reference. This ensures identical prediction results in the encoding and decoding systems. As an example, consider the availability of reference pixels for block 17 in Figure 1. When this block is being predicted, only the pixels from blocks A, D, and E are available for it as reference. The rest of the blocks surrounding block 17 have not yet been coded, given the specified access order, and hence cannot be used for prediction.

Figure 2. Reference pixel locations relative to the block being coded

In total, HEVC provides for 35 different variants of calculating the sample values in the area being coded based on reference pixel values when performing spatial prediction. These variants are called prediction modes. Each mode is identified by a unique number from 0 to 34.

The procedure of spatial prediction consists of four major steps, some of which are omitted for certain prediction modes and sizes of the block to be coded. The first step is to generate the values for the reference pixels that are not available, and it is always performed when there are unavailable samples. The process as such is very simple. All unavailable pixels are assigned the value of the first available sample. For instance, if blocks D, A, and B are not available (see Figure 2), then the reference pixels from all these blocks are assigned the value of the topmost reference sample from block E. If block B is not available, the entire row of samples in this block is assigned the value of the rightmost reference pixel from block A. The values for the vertical column of unavailable reference pixels are generated in a symmetrical fashion. Finally, if none of the blocks A, B, D, E, F is available, all the reference pixels are set at half the maximum possible value. If, for example, the samples in the video are represented by 8-bit numbers, then all the reference pixels are assigned a value of 127.

The second step of prediction is to filter the sequence of reference samples, accessing them first from bottom to top (i.e. from the bottommost sample in block F to the only sample in block D) and then from left to right (i.e. from the leftmost sample in block A to the rightmost sample in block B). The direction in which the samples are accessed during filtering is shown with arrows in Figure 2. The filter type is determined by the size of the block being coded. This step is omitted for certain prediction mode numbers and when predicting 4x4 blocks.

The third step involves the actual calculation of the pixel values inside the block being coded. Since the calculation algorithms vary significantly for different prediction modes, let us consider them in more detail. For that, we will need some basic math knowledge, specifically trigonometry.

Let us introduce the following notation. N is the size of the block to be coded. denotes the predicted values, where x and y are the coordinates of the predicted pixel inside the block to be coded. The upper left sample in the block has coordinates (0,0), while the lower left has coordinates . is the sequence of the reference samples located above the block to be coded (blocks D, A, and B in Figure 2), where x can take the values of –1, 0, 1, … 2N–1. Finally, is the column of reference samples located to the left of the block being coded, where the y coordinate can also take values in the range –1 to 2N–1. The notation just introduced is illustrated in Figure 3.

Figure 3. The notation used to describe intra-prediction modes

As already noted, each prediction mode is identified by a unique number. Let us proceed in ascending order.

Mode 0.

This is the so-called DC mode. In this mode, all samples are assigned the same value of  calculated as the arithmetic mean of the reference samples:

,

where  denotes the operation of taking the modulus of a number.

Mode 1.

Also called Planar mode. Each value in this mode is obtained as the arithmetic mean of two numbers, and . These numbers are calculated as a linear interpolation in the horizontal () and vertical () directions. The interpolation process is illustrated in Figure 4.

Figure 4. Interpolation in the horizontal and vertical directions

To calculate , the interpolation is carried out in the horizontal direction between the value of and the value of located N+1 samples away from the latter. To calculate , the interpolation is performed between the value of and the value of , also located N+1 samples away in the vertical direction from the top horizontal row of reference pixels.

The calculations made in this mode can be described mathematically as follows:

,

where

,

and

.

The remaining modes, numbered 2 to 34, are called angular modes. In these modes, the values of the reference samples in the specified direction are distributed inside the block to be coded. If the pixel  being predicted is located between reference samples, an interpolated value is used as the prediction. Two symmetrical groups can be identified in this set of modes. For modes 2 to 17, the reference values are distributed from left to right. For modes 18 to 34, they are distributed from top to bottom. The mapping between the mode number and the direction in which the reference samples are distributed is illustrated in Figure 5.

Figure 5. The numbers of angular prediction modes and the corresponding directions of reference sample distribution inside the block to be coded

Angular prediction modes 18 to 34.

For these modes, the angle  that is specified by the prediction mode number and determines the direction of sample distribution is taken from the vertical direction (see Figure 6). Modes 18 to 25 have negative values of  , while modes 27 to 34 have positive values of this angle.

Figure 6. Angular prediction in the vertical direction

Let us consider how is calculated, using Figure 6 as a reference. It is clear that the coordinate of the projection of the point  onto the horizontal axis containing the reference samples (denoted as  in Figure 6, but more on that later) in the direction specified by the angle can be expressed as:

.

When coincides with the coordinate of a reference sample, the value of  is assigned to . This always happens when the projected coordinate  is an integer. In case of a non-integer  is calculated as a linear interpolation between the values of the reference samples  and  located adjacent to the point with the coordinate . The weighting factors for  and  used in the interpolation, i.e. the quantities  and , are calculated with  pixel precision*. All calculations are integer-based. To implement integer math while preserving the specified precision, the weighting factors are multiplied by 32 before the calculations are made. After the calculations, the interpolated value is divided by 32, rounded to the nearest whole number, and assigned to . To speed up the calculations, the rounded values of  for all values of the angle  are tabulated (in the standard, the quantity  is denoted as intraPredAngle, with its values provided in Table 8.4).

*Note. Linear interpolation.

There is one more consideration about angular predictions in the vertical direction which we shall briefly discuss. With negative angles (exactly the case depicted in Figure 6), the reference samples from the vertical column  are needed for prediction. The supplementary array  used in the previous discussion was introduced specifically to streamline their use. This is necessary in cases when the projected coordinate  is negative. The reference sample numbers  from the vertical column  used in this case are determined by the angle , or more exactly, the quantity :

The values of  are calculated in integer arithmetic with  accuracy. To speed up the calculations, the rounded values of  for all possible angles (angular prediction modes) are pre-calculated and tabulated (in the standard the quantity  is denoted as invAngle, with its values provided in Table 8.5). This means that before making the prediction for negative angles, it is necessary to calculate all possible values of  and put the corresponding  values into the array  for the negative  values. When  is positive,  and  have identical values.

Angular prediction in the horizontal direction (modes 2 to 17) is performed in a similar fashion. The angle in this case is referenced from the horizontal. Here, prediction modes 2 to 9 correspond to positive values of the angle  and modes 11 to 17 to negative  values. The above procedure can even be used for prediction in vertical directions. This is done by swapping  and  and then transposing the calculated square matrix containing all values of .

As already mentioned, the procedure of spatial prediction can be tentatively divided into four steps, three of which we have already discussed. At the fourth step, the predicted values of  undergo additional post-filtering. This filtering stage is only used for 3 out of the 35 prediction modes. These are modes numbered 0 (DC), 10 (in this mode, the reference samples located to the left of the block being coded are distributed horizontally from left to right inside the block), and 26 (with the reference samples duplicated from top to bottom inside the block). When using these prediction modes, sharp transitions can occur on a block boundary between the reference samples and the predicted values. In the DC mode, such a transition is possible both on the left and the top boundary. The filtering is therefore used for the samples located along both of these boundaries. In mode 10, this sharp transition can only occur on the top boundary, so only those samples located at the top are filtered. In mode 26, the left boundary is where a sharp transition can be expected and where sample smoothing is applied accordingly.

The procedure of planar linear interpolation involves finding the  coordinate of the point  located on a straight line between two known points with coordinates  and , given the  coordinate. The equation for a straight line between two known points,  and , can be written as:

From this, one can easily obtain:

In the case of interpolation between the two adjacent points of a discrete sequence, the distance between the adjacent samples is 1. With that in mind, by denoting the quantity  as , we have

 

Read more:

Chapter 1. Video encoding in simple terms

Chapter 2. Inter-frame prediction (Inter) in HEVC

Chapter 4. Motion compensation in HEVC

Chapter 5. Post-processing in HEVC

Chapter 6. Context-adaptive binary arithmetic coding. Part 1

Chapter 7. Context-adaptive binary arithmetic coding. Part 2

 

 

About the author:

Oleg Ponomarev, 16 years in video encoding and signal digital processing, expert in Statistical Radiophysics, Radio waves propagation.  Assistant Professor, PhD at Tomsk State University, Radiophysics department. Head of Elecard Research Lab.

 

Use Elecard StreamEye to analyze bitstream

Check the tool to compare encoders

By entering your e-mail address and submitting this form, you agree to receive information, special offers and promotions regarding Elecard products and services. You can withdraw consent at any time.