ГЛАВА 5

В главе описано, как работает постобработка декодированных изображений, предназначенная для снижения уровня эффектов квантования в HEVC. Деблок фильтр DBF (Deblocking Filter) и процедура SAO (Sample Adaptive Offset).

 

 

Вернемся еще раз к упрощенной схеме обработки видеоизображений в системе видеокодирования стандарта HEVC. Такая схема представлена на рис. 1. Алгоритмы HEVC ориентированы на поблочную обработку видеокадров, устраняющую пространственную или временную избыточность видеоинформации. В обоих случаях избыточность устраняется путем предсказания значений отсчетов кодируемого блока. При пространственной обработке используется предсказание значений пикселей изображения в текущем блоке по значениям пикселей соседних блоков, называемое Intra-предсказанием. При устранении временной избыточности для предсказания используются участки изображений с ранее закодированных кадров. Такой тип предсказания называется Inter-предсказанием. Остаточный сигнал, формируемый как разность между кодируемым и предсказанным изображениями, подвергается двумерному дискретному преобразованию Фурье (ДПФ). Полученные спектральные коэффициенты квантуются по уровню. На заключительном этапе кодирования последовательность значений квантованных спектральных коэффициентов, сопровождаемая информацией о предсказании, спектральном преобразовании и квантовании, подвергается энтропийному кодированию. Пространственное и временное предсказание в кодере производится по декодированным изображениям. Это обеспечивает одинаковые результаты предсказания в кодере и декодере. При декодировании выполняется деквантование спектральных коэффициентов и обратное дискретное преобразование Фурье (ОДПФ). Восстановленный разностный сигнал добавляется к результату предсказания.

Рис. 1. Схема кодера стандарта HEVC

Из вышесказанного очевидно, что процедура кодирования может существенно искажать исходное изображение. Искажения вносятся на этапе квантования спектральных коэффициентов. Стандартом HEVC предусмотрена возможность дополнительной постобработки декодированных изображений, предназначенной для снижения уровня эффектов квантования. Постобработка может включать в себя деблок фильтр DBF (от англ. Deblocking Filter) и процедуру SAO (сокр. от англ. Sample Adaptive Offset). Попробуем разобраться с тем, как это работает.

Алгоритмы постобработки видеоизображений в HEVC.

Первый этап пост-обработки – деблок-фильтрация – предназначен для снижения краевых эффектов (эффектов блочности). Каждый видеокадр при кодировании равномерно разбивается на квадратные блоки одинакового размера, называемые LCU (сокр. от англ. Largest Coding Unit). Каждый LCU может быть разбит при кодировании на четыре квадратных блока CU (сокр. от англ. Coding Unit), каждый из которых, в свою очередь, может быть разбит еще на четыре CU. В результате таких разбиений образуется квадродерево CTU (сокр. от англ. Coding Tree Unit). CU нижнего уровня в CTU, в свою очередь, разбиваются при кодировании на блоки предсказания PU (сокр. от англ. Prediction Unit).

Двумерный разностный сигнал, полученный вычитанием результатов предсказания из кодируемого изображения, подвергается двумерному спектральному преобразованию. Размер матрицы спектрального преобразования определяется размером блока преобразования TU (сокр. от англ. Transform Unit). В HEVC возможны преобразования 4 размеров: 4×4, 8×8, 16×16 и 32×32. Квантование спектральных коэффициентов приводит к возникновению эффекта блочности декодированных изображений, что хорошо видно на рис. 2. Здесь представлен участок декодированного изображения до выполнения деблок фильтрации. По вполне понятным причинам эффект проявляется как на границах блоков PU, так и на границах блоков TU.

Рис. 2. Эффект блочности, возникающий в результате квантования спектральных коэффициентов, хорошо виден на увеличенном участке видеоизображения

Процедура деблок-фильтрации изменяет значения пикселей, лежащих вблизи вертикальных и горизонтальных линий, образующих на видеокадре эквидистантную сетку с шагом 8 пикселей и являющихся границами TU или PU. Фильтрация производится сначала для вертикальных, а затем для горизонтальных линий.

Перед фильтрацией для каждого 4-х пиксельного отрезка линии выбирается значение параметра BS (сокр. от англ. Boundary Strength). Это значение определяется режимом предсказания областей изображения по разные стороны отрезка. Если хотя бы одна из этих областей кодировалась в режиме интра-предсказания, значение BS выбирается равным 2. Если обе области при интер-предсказании предсказывались из одного непрерывного участка ранее закодированного изображения, параметр BS для отрезка устанавливается равным 0. В остальных случаях значение BS равно 1. Окрестности 4-х пиксельных отрезков, для которых параметр BS имеет нулевое значение, исключаются из процедуры фильтрации.

На следующем шаге выбирается тип фильтра, а также ширина и положение фильтруемой области. Критерием для выбора служит степень отклонения поверхностей в областях   пиксела слева и справа от границы от плоскости. Рассмотрим процедуру выбора на примере анализа области изображения в окрестности вертикального отрезка, используя традиционные обозначения (рис. 3).

Рис. 3. Используемые обозначения, пунктирной линией обозначена вертикальная граница блоков

Область слева от границы (область P) считается «достаточно плоской», если значения яркости отсчетов в нулевой и третьей строках зависят от горизонтальной координаты (от удаления от границы) по закону, близкому к линейному:

, ,

где  – горизонтальная координата. Близость к линейному закону оценивается по величине разброса тангенса угла наклона в точках  и , т.е по величине  для верхней строки отсчетов и по величине  для нижней. Аналогичные значения и  рассчитываются для области справа от границы (область Q):

, .

Решение о типе фильтра, ширине и положении сглаживаемой области в окрестности границы принимается при сравнении различных комбинаций величин , , , с пороговыми значениями. Пороговые значения определяются по значениям  и , заданными в стандарте таблично для каждого значения параметра квантования Qp, определяющего шаг квантования спектральных коэффициентов. Индексация в таблице пороговых значений  производится с учетом величины BS.

В том случае, когда разброс яркости отсчетов в окрестности границы велик, т.е. когда не выполняется условие:

,

ширина сглаживаемой области устанавливается равной нулю, а окрестность границы не подвергается фильтрации (рис. 4).

Рис. 4. При большом разбросе значений интенсивности отсчетов в окрестности границы ширина фильтруемой области устанавливается равной нулю и окрестность границы не фильтруется

В противном случае, т.е. когда

,

производится выбор между «сильным» и «слабым» фильтрами. При выполнении условий:

,

,

,

,

,

окрестность границы подвергается «сильной» фильтрации. В этом случае сглаживаемая область захватывает по 3 отсчета с каждой стороны от границы (рис. 5).

Рис. 5. Положение фильтруемой области при «сильной» фильтрации

«Сильный» фильтр применяется построчно. Новые значения  и  рассчитываются как линейные комбинации отсчетов  и  в j-ой строке:

,

, ; .

Значения множителей , , , ,  приведены в таблице.

В том случае, когда хотя бы одно из условий на рис. 5 не выполняется, т.е. когда «сильный» фильтр не применим, выполняется расчет ширины области фильтрации и построчная проверка на применимость «слабого» фильтра. Количество отсчетов, сглаживаемых «слабым» фильтром в областях P и Q определяются независимо друг от друга.

Если выполняется условие , то в области P два отсчета (ближайшие к границе) в каждой строке меняют свое значение. В том случае, когда это условие не выполняется, только один отсчет  в каждой строке изменяется при фильтрации.

Аналогичные условия проверяются в области Q. Если выполняется условие , то в области Q два отсчета (ближайшие к границе) в каждой строке меняют свое значение. В том случае, когда это условие не выполняется, только один отсчет  в каждой строке изменяется при фильтрации.

Новые значения отсчетов ,   рассчитываются на основе величины :

.

Если величина , то строка с номером j исключается из процедуры фильтрации. В противном случае новые значения рассчитываются по формулам:

,

,

,

.

Для тех, кому хочется разобраться.

Из приведенного выше описания процедуры деблок фильтрации остается как-то не особенно понятно, что это за коэффициенты , , , , используемые при «сильной» фильтрации, и величина , определяющая значения отсчетов при «слабой». Мне не удалось найти в литературе какого-либо расчета этих величин. Почему они именно такие? Здесь можно пофантазировать.

Разберемся, прежде всего, с величиной . Поместим начало декартовой системы координат посередине между отсчетами  и  так, что эти отсчеты будут иметь координаты  и  соответственно. Отсчет  в этом случае имеет координату , а отсчет  –  (рис. 6).

Рис. 6. Положение и координаты отсчетов в декартовой системе координат, используемой при дальнейшем рассмотрении

Используя метод наименьших квадратов, проведем через четыре отсчета ,  прямую линию .

Метод наименьших квадратов. Пусть дан набор отсчетов , значения которых наблюдаются в точках с координатами  . Для аппроксимации зависимости  линейной функцией, т.е. для построения прямой , необходимо подобрать такие значения параметров a и b, которые бы обеспечивали минимальное в среднеквадратическом отклонение отсчетов  от значений . Экстремальные значения параметров a и b легко найти, приравняв 0 производные:

,

Разрешая систему этих уравнений относительно a и b, находим:

,

.

Легко получить, оценку параметров прямой a и b:

 , . (В выбранной системе координат ). Подставляя в выражения для a и b координаты  и значения , находим, что

, .

Отклонение значения  от значения  при  составляет

.

Отклонение значения  от значения  при  составляет

.

Среднее арифметическое (с учетом разных знаков отклонений  и )

с точностью не хуже 1.25% совпадает со значением , используемом при «слабой» фильтрации. Таким образом, величина  определяется средним отклонением точек  и  от прямой, проведенной по методу наименьших квадратов через четыре точки , .

Отметим, что при проведении прямой значения  и  никак не учитываются. Если изображение в области P достаточно гладкое (выполняется условие ), то смещение отсчета  на величину  может привести к образованию скачка (заметной ступеньки) между  и . Образующуюся ступеньку сглаживают, добавляя к  величину , которую легко интерпретировать. Действительно,  представляет собой отклонение значения  от прямой, проведенной через две точки:  и . Таким образом, . Добавление этой величины к  значению , обеспечивает плавный переход от  к .

Аналогичное сглаживание производится и в области Q при ее достаточной гладкости (когда ).

При «сильной» фильтрации новые значения отсчетов в области P определяются следующими выражениями:

,

,

.

Наиболее просто интерпретировать выражение для . Действительно, это просто среднее арифметическое четырех значений: , ,  и . Выражение для  также можно рассматривать, как среднее арифметическое четырех величин: , ,  и  , которые, в свою очередь, можно рассматривать как результат линейной интерполяции отсчетов. Интерполированные отсчеты сдвинуты относительно исходных на половину пиксела. Выражение для значения  является средним арифметическим двух величин:  и . Усреднение здесь обеспечивает сглаживание перехода от значения  к неизменяемому при фильтрации значению .

Второй этап постобработки декодированных изображений.

Второй этап постобработки декодированных изображений – SAO (сокр. от англ. Sample Adaptive Offset) – предназначен для частичной компенсации потерь, обусловленных квантованием спектральных коэффициентов. Для этого к значениям некоторых пикселей изображения после декодирования добавляются смещения, вычисляемые на этапе кодирования и передаваемые в закодированном потоке в виде таблиц для каждого LCU. Отбор пикселей, подвергаемых изменениям, производится по их интенсивности, что и обуславливает нелинейность преобразования. SAO в HEVC может быть двух типов: BO (сокр. от англ. Band Offset) и EO (сокр. от англ. Edge Offset).

При постобработке типа BO значения всех пикселей в LCU при кодировании равномерно делятся на 32 диапазона. Для каждого диапазона вычисляется среднее по LCU смещение между пикселями оригинального и декодированного изображений. Видеокодер сохраняет в закодированном видеопотоке значения смещений для четырех последовательных диапазонов и номер диапазона, являющегося первым в четверке. После декодирования изображения на этапе SAO смещения добавляются к тем пикселям, значения которых попадают в выбранные кодером диапазоны.

При постобработке типа EO кодер выбирает один из четырех шаблонов, в соответствии с которым должны классифицироваться значения отсчетов декодированного изображения. Возможные варианты шаблонов иллюстрируются на рис. 4. За p обозначено значение классифицируемого отсчета, за n0 и n1 – значения двух соседних ему отсчетов. Номер выбранного шаблона помещается в закодированный поток для каждого LCU.

Далее по выбранному шаблону производится классификация значений отсчетов на четыре категории. К первой категории отсчет p относится, если  и . Если  и  или  и , то p относится ко второй категории. В третью категорию попадают те отсчеты, для которых  и  или  и , в четвертую – те отсчеты, для которых  и . Для отсчетов каждой категории при кодировании вычисляется и помещается в закодированный поток средняя разность (смещение) с оригинальными значениями (значениями, которые имеют отсчеты изображения до кодирования). На этапе постобработки при декодировании к значениям отсчеты добавляются вычисленные смещения. Значения отсчетов, не попавших ни в одну из категорий, не модифицируются.

Рис. 7. Шаблоны для классификации значений отсчетов

А есть ли эффект от применения постобработки?

По результатам кодирования множества тестовых видеопоследовательностей можно говорить о том, что эффективность использования деблок фильтра в системе кодирования HEVC не вызывает сомнений. Особенно эффективным представляется использование этого инструмента при высоких значениях параметра квантования, когда краевые эффекты особенно велики. При уменьшении значений параметра квантования блочность декодированного изображения снижается, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности деблок фильтрации.

По поводу эффективности использования второго этапа постобработки такого однозначного вывода сделать нельзя. При использовании SAO в закодированный видеопоток кодером помещаются дополнительные данные, характеризующие корректирующие смещения значений пикселей декодированного изображения, что в любом случае приводит к некоторому снижению степени компрессии. С другой стороны, включение SAO повышает качество изображений. В результате, в некоторых случаях использование SAO дает некоторый (хотя и небольшой) выигрыш в координатах степень сжатия – качество видеоизображения. Но возможны и ситуации, когда увеличение битрейта, вызванное использованием SAO, не компенсируется повышением качества изображений.

Читать другие статьи:

Глава 1. Просто о видеокодировании

Глава 2. Межкадровое (Inter) предсказание в HEVC

Глава 3. Пространственное (Intra) предсказание в HEVC

Глава 4. Компенсация движения в HEVC

Глава 6. Контекстно-адаптивное двоичное арифметическое кодирование. Часть 1

Глава 7. Контекстно-адаптивное двоичное арифметическое кодирование. Часть 2

 

 

Автор:

Олег Пономарев - 16 лет занимается вопросами видео кодирования и цифровой обработки сигналов, специалист в области распространения радиоволн, статистической радиофизики, доцент кафедры радиофизики НИ ТГУ, кандидат физико-математический наук. Руководитель исследовательской лаборатории Elecard.

 

Инструмент для детального анализа этапов кодирования видеопоследовательности - Elecard StreamEye

Инструмент для сравнения параметров видео, закодированного разными энкодерами

 

Нажимая кнопку подписаться, вы соглашаетесь получать информацию и специальные предложения про продукты и услуги Elecard. Вы можете отписаться в любое время.

CHAPTER 5

How to apply additional post-processing to the decoded images to reduce the effects of quantization in HEVC. Deblocking filter (DBF) and a Sample Adaptive Offset (SAO) procedure.

 

 

 

Let us get have another look at the simplified video image processing process in the HEVC standard. This process is illustrated in Fig. 1. HEVC algorithms are geared toward block video frame processing that eliminates spatial or temporal redundancy from video data. In both cases, the redundancy is eliminated by predicting the sample values in the block being coded. Spatial processing involves predicting pixel values inside the current block from pixel values of the adjacent blocks, known as intra-prediction. Temporal redundancy is eliminated by using image areas from previously encoded frames for prediction. This type of process is called inter-prediction. The residual signal, obtained as a difference between the coded and predicted images, undergoes a discrete 2D Fourier transform (DFT). The resulting spectral coefficients are quantized by level. At the final coding stage, the sequence of quantized spectral coefficient values is entropy-coded along with the associated prediction, spectral transform, and quantization information. Spatial and temporal prediction in the encoder is carried out using decoded images. This ensures identical prediction results between the encoder and decoder. Decoding includes de-quantizing the spectral coefficients and performing an inverse discrete Fourier transform (IDFT). The recovered difference signal is added to the prediction result.

Figure 1. Block diagram of a standard HEVC encoder

It is apparent from the above that the encoding procedure can significantly distort the original image. The distortion is introduced when the spectral coefficients are quantized. The HEVC standard provides an option to apply additional post-processing to the decoded images in order to reduce the effects of quantization. This post-processing can include a deblocking filter (DBF) and a Sample Adaptive Offset (SAO) procedure. Let us explore how this works.

Video image post-processing algorithms in HEVC. Deblocking filter.

The first post-processing stage, the deblocking filter, is designed to reduce edge effects (also known as blockiness, or block effects). During coding, each video frame is divided into equally sized square blocks called Largest Coding Units (LCUs). Each LCU can be divided into four square Coding Units (CUs), each of which can in turn be divided into four more CUs. These divisions result in a CTU (Coding Tree Unit) quadtree. The lowest-level CUs in the CTU are then divided during the coding process into blocks called Prediction Units (PUs).

After that, a 2D spectral transform is applied to the 2D difference signal obtained by subtracting the prediction results from the image being coded. The size of the spectral transform matrix is determined by the size of a Transform Unit (TU). HEVC specifies 4 possible transform unit sizes: 4×4, 8×8, 16×16, and 32×32. The quantization of the spectral coefficients causes blockiness in the decoded images, which is clearly visible in Fig. 2. This figure shows a portion of a decoded image before applying the deblocking filter. For obvious reasons, the effect manifests itself both at the PU and TU boundaries.

Figure 2. Blockiness effect due to the quantization of spectral coefficients is apparent in the zoomed portion of the video image

The deblocking filtering procedure modifies the values of the pixels located near the vertical and horizontal TU or PU boundary lines, which form an equidistant grid with a pitch of 8 pixels. The filtering is first applied to the vertical lines and then to the horizontal ones.

Before filtering, a value of the Boundary Strength (BS) parameter is chosen for each 4-pixel line segment. This value is determined by the prediction modes used for the image areas on opposite sides of the line segment. If at least one of them was coded using intra-prediction, BS is assigned a value of 2. If both areas were inter-predicted based on one contiguous area of a previously encoded image, the BS parameter for that line segment is assigned a value of 0. Otherwise BS is equal to 1. The areas around the 4-pixel segments where BS = 0 are excluded from the filtering.

The next step involves selecting the filter type as well as the width and position of the area to be filtered. The criterion here is the degree to which the 3×4 -pixel surfaces to the left and right of the boundary deviate from a plane. Let us consider an example of the selection procedure by analyzing an image area in the vicinity of a vertical line segment using the traditional notation (Fig. 3).

Figure 3. Notation used in the example (the dashed line shows the vertical block boundary)

The area P, located to the left of the boundary, is considered “sufficiently flat”, if the intensity values of the samples in the zero-th and third lines exhibit a near-linear dependency on the horizontal coordinate (distance from the boundary):

, ,

where  is the horizontal coordinate. The closeness to a linear relation is estimated by the difference in slope at points  and — that is, by the quantity for the upper row of samples and by  for the lower row. Corresponding quantities, and , are calculated for the area Q located to the right of the boundary:

, .

The decision on the filter type to use as well as the width and position of the area to be smoothed in the vicinity of a boundary is made by comparing various combinations of the quantities , ,  and  with the corresponding threshold values. The threshold values are obtained from the values of  and  specified by the standard in the tabular form for each value of quantization parameter Qp which determines the quantization step size for the spectral coefficients. The indexing in the table of  threshold values incorporates the BS parameter.

When sample intensity variation in the vicinity of a boundary is high, i.e. when the following condition is not met:

,

the width of the area to be smoothed is set to zero, and the pixels near the boundary are not filtered (Fig. 4).

Figure 4. In the case of high sample intensity variation in the vicinity of the boundary, the width of the area to be smoothed is set to zero, and the pixels near the boundary are not filtered

Otherwise, i.e. when

,

a choice is made between “strong” and “weak” filtering. When the following conditions are satisfied:

,

,

,

,

,

the “strong” filter is applied to the vicinity of the boundary. In this case, the area to be smoothed spans 3 samples on each side of the boundary (Fig. 5).

Figure 5. Position of the area to be filtered by “strong” filtering

The “strong” filter is applied by row. New values of and  are calculated as linear combinations of samples  and  in the j-th row:

,

, ; .

The values of the coefficients , , ,  and  are given in the following table.

When one or more of the conditions in Fig. 5 are not satisfied, i.e. when the “strong” filter is not applicable, the width of the area to be filtered is calculated, and the applicability of the “weak” filter is verified row by row. The number of samples to be smoothed using the “weak” filter is determined independently for the areas P and Q.

If , then for each row in P, the two samples closest to the boundary change their values. Otherwise, just one  sample is changed in each row during filtering.

Corresponding conditions must be verified in the Q area. If , then for each row in Q, the two samples closest to the boundary change their values. If this condition is not met, then just one  sample is changed in each row during filtering.

New values of samples , , , and  are calculated based on the quantity :

.

If , the j-th row is excluded from the filtering, otherwise new values are calculated using the following equations:

,

,

,

.

For those who want an in-depth analysis.

The above description of the procedure of applying the deblocking filter does not really explain the nature of the , ,  and  coefficients used for “strong” filtering and the quantity  used to calculate sample values in the case of “weak” filtering. I was unable to find any derivation of these in the literature. Why are they the way they are? We could speculate a little bit here.

Let us start with . Place the origin of a Cartesian coordinate system in the middle between the samples  and  so that the coordinates of these samples become  and , respectively. In this case, the sample  has a coordinate of  and the sample  a coordinate of  (Fig. 6).

Figure 6. Position and coordinates of samples in a Cartesian coordinate system used for further discussion

Using the least squares method, we draw a straight line  through the four samples (, , , and ).

The least squares method. Consider a set of samples with values taken at points with coordinates . To approximate  with a linear function, i.e. to construct a straight line with the equation , we need to choose the values of parameters a and b so as to minimize the mean square deviation of the  samples from the values given by . The extrema of parameters a and b can be easily found by equating their derivatives to 0:

,

Solving this system of equations for a and b, we obtain:

,

.

Estimates of a and b are readily expressed as:

 , . (In the chosen coordinate system, the relation  holds.) Substituting the  coordinates and the  values into the equations for a and b, we have

, .

The deviation of  from  with  equals

.

The deviation of  from  for  equals

.

The arithmetic mean (taking into account the opposite signs of the deviations  and ) given as

is equal to the  value used for “weak” filtering with an accuracy of 1.25% or better. Thus, the quantity  is determined by the mean deviation of the points  and  from a straight line drawn using the least squares method through the four points , ,  and .

Note that the values  and  are not used at all in drawing the line. If the image in area P is sufficiently smooth (i.e. ), displacing the  sample by  can cause a visible step to appear between  and . The resulting step is smoothed by adding , an easily interpreted quantity, to . Indeed,  represents the deviation of the  value from a straight line drawn through two points,  and . Therefore, . Adding this to  provides a smooth transition from  to .

A similar smoothing procedure is carried out in area Q if it is sufficiently smooth (i.e. when ).

With “strong” filtering, new sample values in area P are obtained using the following equations:

,

,

.

The equation for  is the easiest to interpret. Indeed, it is simply the arithmetic mean of four values: , , , and . The equation for  can also be viewed as the arithmetic mean of four quantities, , , , and , which in turn can be interpreted as the results of linear sample interpolation. The interpolated samples are offset from the original ones by a half-pixel. The equation for  is the arithmetic mean of two quantities:  and . Here, taking a mean smooths the transition from  to the value  that stays unchanged during the filtration.

The second stage of post-processing of the decoded images.

This stage is called Sample Adaptive Offset (SAO) and is designed to partially compensate the losses that have occurred due to the quantization of the spectral coefficients. To that end, offsets are added to the values of certain image pixels after decoding. These offsets are calculated at the encoding stage and transmitted in the encoded stream as tables for each LCU. The pixels to be changed are chosen by their intensity, which is why this transformation is non-linear. There are two possible types of SAO in HEVC: Band Offset (BO) and Edge Offset (EO).

For BO post-processing, all pixel values in a LCU are divided into 32 evenly spaced bands at the coding stage. The average offset between the original and decoded image pixels is calculated for each band in the LCU. The video encoder saves the offset values for four consecutive bands and the number of the first band in this quadruple in the encoded stream. After decoding the image at the SAO stage, offsets are added to the pixels whose values fall in the bands chosen by the encoder.

For EO post-processing, the encoder chooses one of four templates according to which the values of the decoded image pixels should be classified. The possible templates are shown in Fig. 4. The sample to be classified is designated as p and the values of the two adjacent samples as n0 and n1. The number of the chosen template is added to the encoded stream for each LCU.

Then the sample values are classified into four categories according to that template. If and , then p belongs to the first category. If ( and ) or ( and ), p belongs to the second category. The third category comprises the samples for which ( and ) or ( and ) and the fourth one consists of the samples for which and . For each category of samples, the average difference (offset) from the original values—that is, from the sample values before coding—is calculated during coding and added to the encoded stream. At the post-processing stage, the calculated offsets are added to the decoded sample values. The values of samples that do not fall into any of the four categories are not modified.

Figure 7. Templates for the classification of sample values

Is post-processing effective?

The results of encoding large numbers of test video sequences make it possible to state that the deblocking filter in the HEVC video coding system is definitely effective. This technique appears particularly useful with high values of the quantization parameter, when the edge effects are especially strong. Decreasing the values of the quantization parameter makes the decoded image less blocky, which in turn reduces the effectiveness of the deblocking filter.

With regard to the effectiveness of the second post-processing stage, however, no such clear conclusion can be drawn. When SAO is used, the encoder inserts additional data into the encoded stream describing the offsets used to correct the decoded image pixel values, which in any case reduces the compression ratio somewhat. On the other hand, enabling SAO improves image quality. As a result, using SAO sometimes provides certain, if modest, gain in terms of compression ratio vs. image quality. However, situations are also possible when the bit rate increase caused by SAO is not compensated by an increase in image quality.

Read more:

Chapter 1. Video encoding in simple terms

Chapter 2. Inter-frame prediction (Inter) in HEVC

Chapter 3. Spatial (Intra) prediction in HEVC

Chapter 4. Motion compensation in HEVC

Chapter 6. Context-adaptive binary arithmetic coding. Part 1

Chapter 7. Context-adaptive binary arithmetic coding. Part 2

 

 

About the author:

Oleg Ponomarev, 16 years in video encoding and signal digital processing, expert in Statistical Radiophysics, Radio waves propagation.  Assistant Professor, PhD at Tomsk State University, Radiophysics department. Head of Elecard Research Lab.

 

Use Elecard StreamEye to analyze bitstream

Check the tool to compare encoders

By entering your e-mail address and submitting this form, you agree to receive information, special offers and promotions regarding Elecard products and services. You can withdraw consent at any time.