ГЛАВА 4

Алгоритмы предсказания векторов движения: информация о референсных изображениях, реализация предсказания векторов движения.

 

 

В стандарте HEVC реализованы все выше перечисленные идеи, обеспечивающие максимальное «качество» межкадрового Inter-предсказания. Векторы предсказания можно задавать с четвертьпиксельной точностью, использовать одно- и двунаправленное предсказание, адаптивно варьировать форму и размер участков изображения, для которых предсказание выполняется, формировать длинные (до 15) списки референсных кадров, использовать алгоритмы предсказания векторов движения, так что в закодированный видеопоток помещается только информация об разностных векторах mvd. Как все это реализовано? Попробуем разобраться.

Информация о референсных изображениях.

Понятно, что для реализации Inter-предсказания кодирующая и декодирующая системы должны иметь в своем составе буфер памяти, в котором хранятся декодированные изображения. Этот буфер называют DPB (от англ. Decoded Picture Buffer). Часть из изображений в DPB «ожидают», когда наступит их очередь для отображения на экране (в декодирующей системе), другая часть остается в буфере для того, чтобы обеспечить возможность выполнять Inter-предсказание при кодировании других видеокадров. Те видеокадры, которые будут использоваться для Inter-предсказания должны быть каким-то образом отмечены при кодировании, а информация об этих отметках должна быть помещена в закодированный видеопоток. В HEVC предусмотрено два типа таких отметок. Первый из них называют short-term reference. Так помечают те изображения в DPB, которые могут использоваться в качестве референсных кадров при Inter-предсказании блоков изображения текущего кадра или двух ближайших к нему (в порядке декодирования) последующих видеокадров. Отметки второго типа носят название long-term reference и касаются тех кадров в DPB, которые могут быть использованы при предсказании блоков изображения в кадрах, отстоящих от текущего больше, чем на 2 кадра (в порядке декодирования). Все изображения в DPB, которые не помечены как short-term reference или long-term reference считаются unused for reference и не могут быть в дальнейшем использованы для выполнения Inter-предсказания. Информация об этих отметках помещается в закодированный видеопоток для каждого видеокадра (в заголовочную часть закодированного кадра). Эту информацию называют Reference Picture Set (RPS).

Каждый из кадров в закодированном видеопотоке имеет свой идентификатор POC (от англ. Picture Order Counter). В наиболее упрощенном варианте значение POC можно интерпретировать как порядковый номер изображения в видеопоследовательности*. Информация, позволяющая определить POC, помещается кодирующей системой в закодированный поток для каждого изображения. Таким образом, все декодированные изображения в DPB имеют свои уникальные значения POC. Именно значения POC используются для маркировки short-term reference или long-term reference видеокадров в DBP.

Прежде всего в описание RPS в закодированном потоке помещается информация о значениях POC тех кадров, которые должны быть помечены как short-term reference. Так как не все референсные изображения, попавшие в RPS, используются для предсказания текущего видеокадра, то к каждому значению POC в описании RPS добавляется флаг (один бит), значение которого равное нулю указывает, что это референсное изображение не используется при предсказании текущего видеокадра. Значение флага равное 1, соответственно, указывает на то, что данное референсное изображение используется при предсказании текущего видеокадра.

*Примечание. На самом деле значение POC каждого кадра не является уникальным для всей видеопоследовательности. В закодированном видеопотоке стандарта HEVC, как правило, присутствуют кадры, закодированные с использованием внутрикадрового Intra-предсказания. Очевидно, что для декодирования таких кадров референсные изображения не нужны. В том случае, когда для предсказания (прямого или двунаправленного) всех кадров, следующих в видеопоследовательности за таким I-кадром, используются только референсные кадры, расположенные в видеопоследовательности после I-кадра, значение POC этого I-кадра устанавливается равным нулю. Таким образом, значения POC являются уникальными только в пределах группы видеокадров, связанных P- или B-предсказанием. Кроме того, заметим, что при декодировании (кодировании) таких I-кадров все содержимое DPB помечается как unused for reference, т.е. набор помеченных кадров RPS очищается.

Информация о позиции кадров, помеченных как long-term reference, формирует в RPS отдельный список. Этот список состоит из значений POC (тут возможны варианты, но не будем загромождать изложение слишком большим количеством деталей), каждое из которых сопровождается значением однобитного флага. Назначение флага то же, что и для short-term reference. Значение флага, равное 1 указывает на то, что это изображение используется при предсказании текущего видеокадра.

Значения POC кадров в DPB, помеченных как short-term reference или long-term reference, при подготовке к выполнению Inter-предсказания используются для построения списков референсных изображений (reference picture list). В том случае, когда выполняется однонаправленное предсказание (P-prediction) строится один такой список, называемый RefPicList0. Для B-предсказания выполняется построение двух списков: RefPicList0 и RefPicList1. Понятно, что в эти списки заносятся только те значения POC помеченных кадров в DPB, для которых в RPS значение флага установлено в 1. Длины списков передаются в закодированном видеопотоке. Добавление значений POC в списки происходит до тех пор, пока весь список не будет заполнен. В список RefPicList0 сначала заносятся значения POC референсных кадров short-term reference, которые предшествуют текущему кадру в видеопоследовательности, т.е. POC которых меньше POC текущего кадра. Эти кадры отсортированы в порядке убывания POC, т.е. наименьший индекс в списке RefPicList0 имеет short-term reference кадр, у которого значение POC является ближайшим к POC текущего кадра, но не превосходит его. Если после добавления список не заполнен, то в него последовательно добавляются все референсные кадры, помеченные как short-term reference и значения POC которых больше, чем POC текущего изображения. Эти кадры отсортированы в порядке возрастания значений POC. Наконец, если и на этом этапе список заполнен не полностью, то в него добавляются референсные кадры, помеченные в RPS как long-term reference.

Список RefPicList1 заполняется аналогично с той лишь разницей, что сначала в него заносятся short-term reference кадры, значение POC которых больше, чем POC текущего изображения. Эти кадры по-прежнему отсортированы в порядке возрастания POC. На следующем этапе в список добавляются short-term reference кадры, значения POC которых меньше, чем у текущего, отсортированные в порядке убывания POC. Наконец, на заключительном этапе в список RefPicList1 заносятся значения POC кадров, помеченных как long-term reference.

Формирование списков RefPicList0 и RefPicList1 позволяет в закодированном видеопотоке использовать индексы референсных изображений в этих списках в качестве указания на тот или иной кадр в DPB, который должен использоваться при выполнении предсказания кодируемого блока изображения на текущем видеокадре.

Предсказание векторов движения.

В HEVC результатом выполнения процедуры предсказания вектора движения для каждого кодируемого (декодируемого) блока изображения является список, состоящий из двух векторов движения. В закодированном видеопотоке для каждого блока кодируемого изображения передается индекс, равный 0 или 1, указывающий какой из элементов списка использовать в качестве mvp.

Основная идея при формировании списка заключается в том, что с высокой вероятностью вектор движения для текущего блока мало отличается от векторов движения соседних ранее закодированных блоков, которые и можно использовать в качестве предсказания. К этой простой идее добавлена еще одна. С высокой вероятностью в списке референсных кадров может оказаться кадр, который мало отличается от текущего. Тогда вектор движения блока, находящегося на кадре из списка в той же или почти той же позиции, что и кодируемый блок, вполне может служить хорошим предсказанием. В целом, в формировании списка участвуют два вектора движения движения соседних блоков CandA и CandB из текущего кадра и вектор движения из, так называемого, co-located блока, который расположен на одном из референсных кадров. Индекс референсного кадра, содержащего co-located блоки для всех блоков текущего изображения, передается в заголовочной части кодируемого изображения.

Список из двух кандидатов формируется следующим образом. Прежде всего, в список добавляются вектора блоков CandA и CandB, если оба они доступны (существуют и уже закодированы), закодированы в режиме Inter-предсказания и отличаются друг от друга. Если эти блоки имеют одинаковые вектора движения, то в список добавляется только один вектор. В том случае, когда после добавления векторов соседних блоков CandA и CandB список не содержит два элемента, в него добавляется вектор co-located блока. Если и после этого список оказывается не заполнен, то оставшиеся пустыми позиции заполняются нулевыми векторами движения.

Рис.1. Примеры расположения блоков-кандидатов относительно текущего кодируемого блока (указан на рисунке серым цветом)

Блок-кандидат CandA выбирается из двух блоков CandA0 и CandA1, находящихся слева от текущего. В HEVC, как уже говорилось, предусмотрено адаптивное разбиение видеоизображения на блоки кодирования. В связи с этим, может существовать множество вариантов конфигураций блоков, расположенных слева от текущего. Несколько таких вариантов иллюстрируются на рис.1. Выбор блоков CandA0 и CandA1 определяется положением двух пикселов, обозначенных на рис.1 как PA0  и PA1. Блоком  CandA0 является блок изображения, содержащий пиксел PA0, а блоком CandA1 – пиксел PA1.

Блок-кандидат CandB выбирается из трех блоков CandB0, CandB1 и CandB2, которые определяются положением трех пикселов, отмеченных на рис.1 как PB0, PB1 и PB2. Блоком CandB0 является блок, содержащий пиксел PB0, блоком CandB1 – содержащий пиксел PB1, блоком CandB2 – PB2.

Итак, на первом этапе посторения списка из двух блоков {CandA, CandB} производится отбор одного кандидата из блоков CandA0 и CandA1, и одного кандидата из блоков CandB0, CandB1 и CandB2. Отбор производится в порядке нумерации блоков-кандидатов. Таким образом, при выборе блока CandA, сначала проверяется блок CandA0, а затем – блок CandA1. Проверка заключается в выполнении следующих условий.

  1. Блок-кандидат уже закодирован, причем закодирован в режиме Inter.
  2. Блок-кандидат имеет тот же референсный кадр, что и кодируемый блок.

В том случае, когда выполняются оба условия, блок-кандидат помещается в список {CandA, CandB} на соответствующую позицию. Так, например, если блок CandA0 закодирован в режиме Inter и у него тот же референсный кадр, что и у кодируемого блока, то он помещается в список в качестве элемента CandA. Если условие 2 не выполняется ни для одного из блоков-кандидатов, то в список помещается первый из блоков-кандидатов, для которого выполнено условие 1. В этом случае для использования его вектора движения в качестве mvp необходимо провести процедуру масштабирования, определяемую следующим выражением:

,

где  – разница значений POC кодируемого видеокадра и референсного кадра для кодируемого блока;  – разница значений POC кадра, содержащего блок из списка, и его референсного кадра;  – вектор движения блока из списка. Введенные обозначения иллюстрируются на рис. 2.

Рис.2. Обозначения, используемые при масштабировании.

В примере на рисунке ,

В том случае, когда ни один из блоков-кандидатов CandA0, CandA1 не удовлетворяют условию 1, в качестве элемента CandA в списке используется первый из доступных блоков-кандидатов CandB0, CandB1, CandB2.

Как уже было сказано, в том случае, когда список {CandA, CandB} оказывается не заполнен после проверки пространственных блоков-кандидатов, в него добавляется, так называемый, co-located блок. Этот блок находится на референсном кадре, номер которого передается в заголовочной части кодируемого кадра. В качестве co-located блока может использоваться один из двух кандидатов, координаты которых в референсном кадре определяется относительно координат кодируемого блока так, как показано на рис.3. Если блок-кандидат, содержащий пиксел C0, может использоваться в качестве co-located блока (т.е. он закодирован в Inter режиме и принадлежит к LCU с тем же номером, что и кодируемый блок), то он помещается на первое свободное место в список {CandA, CandB}. В противном случае на это место помещается блок-кандидат, содержащий пиксел С1 (опять же, если он может использоваться в качестве co-located блока).

После добавления в список {CandA, CandB} co-located блока все оставшиеся свободными места в списке заполняются нулевыми векторами движения.

Рис.3. Положение co-located блока

 

Читать другие статьи:

Глава 1. Просто о видеокодировании

Глава 2. Межкадровое (Inter) предсказание в HEVC

Глава 3. Пространственное (Intra) предсказание в HEVC

Глава 5. Постпроцессинг в HEVC

Глава 6. Контекстно-адаптивное двоичное арифметическое кодирование. Часть 1

Глава 7. Контекстно-адаптивное двоичное арифметическое кодирование. Часть 2

 

 

Автор:

Олег Пономарев - 16 лет занимается вопросами видео кодирования и цифровой обработки сигналов, специалист в области распространения радиоволн, статистической радиофизики, доцент кафедры радиофизики НИ ТГУ, кандидат физико-математический наук. Руководитель исследовательской лаборатории Elecard.

 

Инструмент для детального анализа этапов кодирования видеопоследовательности - Elecard StreamEye

Инструмент для сравнения параметров видео, закодированного разными энкодерами

Нажимая кнопку подписаться, вы соглашаетесь получать информацию и специальные предложения про продукты и услуги Elecard. Вы можете отписаться в любое время.

CHAPTER 4

Motion vector prediction algorithms in HEVC: reference image information and motion vector prediction.

 

 

 

 

The HEVC standard implements all of the above ideas that provide the best inter-frame prediction “quality”. This involves the ability to specify the prediction vector with 1/4-pixel accuracy, use one- and bi-directional prediction, vary adaptively the shape and size of the image areas being predicted, create long (up to 15 elements) reference frame lists, and use motion vector prediction algorithms so that only information about the difference vectors (mvd) is added to the encoded stream. How is this all implemented? Let’s find out.

Reference image information

It is clear that to implement inter-prediction, the encoding and decoding systems must have a memory buffer to store the decoded images. This buffer is called a DPB (from Decoded Picture Buffer). Some images in DPB are “waiting” for their turn to be displayed on the screen (in the decoding system), while others stay in the buffer to enable inter-prediction when coding other video frames. The frames that are going to be used for inter-prediction have to be tagged in some way during coding, and the information about these tags must be added to the encoded video stream. There are two types of such tags in HEVC. The first is called short-term reference. It is used to tag those images in the DPB that can be used as inter-prediction reference frames for blocks in the current frame or in the two closest subsequent video frames (in the order of decoding). The second type of tag, called long-term reference, concerns those frames in DPB that can be used to predict image blocks in frames that are more than two frames away from the current one (again, in the order of decoding). All images in the DPB that are not tagged as short-term reference or long-term reference are considered unused for reference and cannot be used at a later time to perform inter-prediction. The information about these tags is added to the header of each frame in the encoded video stream. This information is called the Reference Picture Set (RPS).

Each frame in the encoded video stream has an identifier, or POC (from Picture Order Counter). In the most simplified interpretation, the POC value can be viewed as the ordinal number of the image in the video sequence*. The information from which the POC can be determined is put into the encoded stream for each image by the encoding system. Thus, all decoded images in the DPB have unique POC values. It is these values that are used to tag short-term reference and long-term reference video frames in the DBP.

*Note. In actual fact, each frame’s POC value is not unique in the entire video sequence. Usually, an encoded HEVC stream contains frames that have been coded using intra-frame prediction, or I-frames. Reference images are of course not needed to decode such frames. When all frames that follow such an I-frame in the video sequence are predicted (uni- or bi-directionally) using only those reference frames that are located after the I-frame, the POC value for this I-frame is set to zero. Therefore, the POC values are only unique within a group of video frames related to each other via P- or B-prediction. Note also that when I-frames are being decoded or encoded, all DPB content is tagged as unused for reference—in other words, the Reference Picture Set (RPS) is cleared.

First of all, information about the POC values of those frames that are to be tagged as short-term reference is added to the RPS description in the encoded stream. Since not all reference images that have made it into the RPS are used for predicting the current video frame, each POC value in the RPS description is appended with a flag (a single bit) which, if zero, indicates that this reference image is not used in the prediction of the current frame. Accordingly, if this flag has a value of 1, it indicates that this reference image is used for predicting the current video frame.

The information about the positions of the frames tagged as long-term reference forms a separate list in the RPS. This list contains POC values (the scenarios here can vary, but let us not labor the point), each of which is accompanied by the value of a single-bit flag. This flag serves the same purpose as the one for short-term reference. If it has a value of 1, it indicates that this reference image is used for predicting the current video frame.

The POC values for the frames in the DPB tagged as short-term reference or long-term reference are used to create reference picture lists during the preparation stage of inter-prediction. When uni-directional prediction (P-prediction) is to be performed, one such list is created called RefPicList0. For B-prediction, two lists are created: RefPicList0 and RefPicList1. Naturally, these lists are only formed from the POC values of those tagged frames in the DPB that have the flag in the RPS set to 1. The lengths of these lists are transmitted in the encoded stream. The POC values are added until the lists are full. Initially, the RefPicList0 list is populated with the POC values for the short-term reference frames that precede the current frame in the video sequence, i.e. those that have a POC value lower than the current frame’s POC. These frames are sorted by POC in descending order, meaning that the lowest index in the RefPicList0 list belongs to the short-term reference frame that has a POC value closest to the current frame’s POC but not exceeding it. If the list is not full after the addition, it then is consecutively populated with all short-term reference frames that have a POC value higher than the current frame’s POC. These frames are sorted in ascending order of POC value. Finally, if the list is still not full, it is populated with frames tagged in the RPS as long-term reference.

The RefPicList1 list is formed in a similar fashion, the only difference being that it is first populated with the short-term reference frames that have a POC value higher than the current frame’s POC. As before, these frames are sorted in ascending order of POC value. Next, the list is populated with the short-term reference frames that have a POC value lower than the current frame’s POC, sorted in descending order of POC value. At the final step, the RefPicList1 list is populated with the POC values of frames tagged as long-term reference.

The RefPicList0 and RefPicList1 lists thus formed make it possible to use the reference image indexes stored in these lists inside the encoded stream as pointers to a certain frame in the DPB that should be used for predicting the block being coded in the current video frame.

Motion vector prediction

In HEVC, the result of motion vector prediction for each block being encoded or decoded is a list of two motion vectors. For each block of the image being coded, the encoded video stream carries an index valued 0 or 1 that indicates which list element is to be used as the mvp.

The main idea in forming this list is that there is a high probability that the motion vector for the current block will bear little difference from the motion vectors for the adjacent blocks coded earlier, which can thus be used as a prediction. This simple idea is augmented by another one. The reference frame list is highly likely to contain a frame that differs slightly from the current one. Therefore, the motion vector for a block located in a frame from this list at the same or almost the same position as the block being coded may well serve as a good prediction. Overall, this list is formed using two motion vectors for the adjacent blocks CandA and CandB located in the current frame and a motion vector from the so-called co-located block that resides in one of the reference frames. The index of the reference frame that contains co-located blocks for all blocks of the current image is transmitted in the header part of the image being coded.

The list of two candidates is formed as follows. First, motion vectors for the blocks CandA and CandB are added to the list if they are both available (i.e. they exist and have already been coded), are coded in the inter-prediction mode, and differ from each other. If these blocks have identical motion vectors, only one vector is added to the list. If the list does not contain two elements after adding the motion vectors for the adjacent blocks CandA and CandB, the motion vector for the co-located block is added to it. If the list is still not fully populated, the empty positions are filled with zero motion vectors.

Figure 1.Examples of candidate block locations relative to the current block being coded (shown in gray color)

The CandA candidate block is selected from two blocks, CandA0 and CandA1, that are located to the left of the current one. As already mentioned, HEVC allows for adaptive division of video image into blocks for coding. As a result, there are many possible configurations of the blocks located to the left of the current block. Figure 1 shows several of these configurations. The choice between the blocks CandA0 and CandA1 is determined by the location of two pixels denoted as PA0 and PA1 in Figure 1. CandA0 is the image block that contains PA0, and CandA1 is the block that contains PA1.

The CandB candidate block is selected from three blocks, CandB0, CandB1 and CandB2. The choice is determined by the location of three pixels denoted as PB0, PB1, and PB2 in Figure 1. CandB0 is the block that contains PB0, CandB1 is the block that contains PB1, and CandB2 is the block that contains PB2.

To summarize, the first step of forming the list of two blocks {CandA, CandB} is to select one candidate from the blocks CandA0 and CandA1 and another candidate from the blocks CandB0, CandB1, and CandB2. The selection is performed in the numerical order of the candidate blocks. In other words, when the block CandA is being chosen, CandA0 is checked first, followed by CandA1. The check verifies that the following conditions are satisfied:

  1. The candidate block has already been coded, specifically in the inter-prediction mode.
  2. The candidate block has the same reference frame as the block to be coded.

If both conditions are satisfied, the candidate block is put into the {CandA, CandB} list in the corresponding position. For instance, if the block CandA0 has been coded in the inter-prediction mode and has the same reference frame as the block to be coded, it is put into the list as CandA. If none of the candidate blocks satisfy condition 2, the first candidate block that satisfies condition 1 is put into the list. In this case, to use the motion vector of that block as the mvp, it needs to be scaled according to the following equation:

,

where  is the difference between the POC values of the frame to be coded and the reference frame of the block to be coded;  is the difference between the POC values of the frame containing the block from the list and its reference frame; and  is the motion vector for the block from the list. The notation introduced here is illustrated in Figure 2.

Figure 2. Notation used for scaling. The example shown in the figure has t_b=25-23=2. t_d=23-19=

If none of the candidate blocks CandA0 and CandA1 satisfy condition 1, the first available block from the set of candidate blocks CandB0, CandB1, and CandB2 is put into the list as the CandA element.

As already mentioned, if the list {CandA, CandB} is still not fully populated after checking the spatial candidate blocks, the so-called co-located block is added to the list. This block is located in the reference frame whose number is carried in the header part of the frame being coded. The co-located block can be one of the two candidate blocks in the reference frame with coordinates relative to the block being coded defined as shown in Figure 3. If the candidate block containing the pixel C0 satisfies the conditions for use as the co-located block (i.e. it has been coded in the inter-prediction mode and belongs to the LCU with the same number as the block being coded), it is put in the first vacant position in the list {CandA, CandB}. Otherwise, the candidate block containing pixel С1 is put in this position — again, provided that it satisfies the conditions for use as the co-located block.

After adding the co-located block to the list {CandA, CandB}, the remaining empty positions in the list are filled with zero motion vectors.

Figure 3. The position of the co-located block

 

Read more:

Chapter 1. Video encoding in simple terms

Chapter 2. Inter-frame prediction (Inter) in HEVC

Chapter 3. Spatial (Intra) prediction in HEVC

Chapter 5. Post-processing in HEVC

Chapter 6. Context-adaptive binary arithmetic coding. Part 1

Chapter 7. Context-adaptive binary arithmetic coding. Part 2

 

 

About the author:

Oleg Ponomarev, 16 years in video encoding and signal digital processing, expert in Statistical Radiophysics, Radio waves propagation.  Assistant Professor, PhD at Tomsk State University, Radiophysics department. Head of Elecard Research Lab.

 

Use Elecard StreamEye to analyze bitstream

Check the tool to compare encoders

By entering your e-mail address and submitting this form, you agree to receive information, special offers and promotions regarding Elecard products and services. You can withdraw consent at any time.