ГЛАВА 6

Арифметический кодер в классическом понимании, введение к бинарному арифметическому кодеру 

 

 

 

 

Перечислим еще раз основные этапы обработки видеокадра при кодировании системой стандарта H.265/HEVC (рис.1). На первом этапе (с условным названием «Разбиение на блоки») кадр разбивается на блоки CU (Coding Unit). На следующем этапе изображение внутри каждого блока предсказывается с использованием пространственного (Intra) или временного (Inter) предсказания. При выполнении временного предсказания блок CU может быть разбит на подблоки PU (Prediction Unit), каждый из которых может иметь собственный вектор движения. Значения предсказанных отсчетов вычитаются из значений отсчетов кодируемого изображения. В результате для каждого блока CU формируется разностный двумерный сигнал Residual. На третьем этапе двумерный массив отсчетов разностного сигнала разбивается на блоки TU (Transform Unit), каждый из которых подвергается двумерному дискретному косинус-преобразованию Фурье (исключение здесь составляют блоки TU отсчетов яркости, полученных путем Intra-предсказания, размером 4x4, для которых используется дискретное синус-преобразование Фурье).

Рис 1. Основные этапы кодирования видеокадра в системе стандарта H.265/HEVC

На следующем этапе спектральные Фурье-коэффициенты разностного сигнала квантуются по уровню. Информация о всех произведенных на каждом из четырех этапах действиях, позволяющая восстановить закодированное изображение, поступает на вход энтропийного кодера. Это последний этап. Здесь поступающие данные подвергаются дополнительному беспотерьному сжатию по алгоритмам контекстно-адаптивного двоичного арифметического кодирования (Context Adaptive Binary Arithmetic Coding, сокращенно CABAC). Попробуем разобраться, что же означает эта последовательность из пяти слов.

Начнем со словосочетания «арифметическое кодирование». Чтобы проиллюстрировать идею арифметического кодирования рассмотрим простой пример. Попробуем сжать информационное сообщение, состоящее из 20 символов. Видов символов у нас будет всего три: символ «a», символ «b» и символ «EOF», который будет индицировать конец сообщения. Само сообщение будет следующим: {b, a, b, b, b, b, b, b, b, b, a, b, b, b, b, b, b, b, b, EOF}. Процедура сжатия будет заключаться в рекурсивном делении текущего интервала. Возьмем в качестве начального интервала [0, 1). Разобьем его на интервалы, длина которых будет пропорциональна частоте появления символов в сообщении. Символ «b» появляется в сообщении в 17 случаях из 20 возможных. Символ «a» – в 2 случаях из 20. Символ «EOF» появляется один раз. После разбиения будем иметь три интервала: [0, 2/20), [2/20, 19/20), [19/20, 1). Первый символ в сообщении – символ «b». В качестве текущего теперь выбираем отрезок, длина которого пропорциональна частоте появления символа «b». Т.е. текущим отрезком становится [2/20, 19/20). Повторяем процедуру разбиения текущего интервала, выбирая в качестве нового интервала тот, длина которого соответствует частоте появления в сообщении очередного символа. Процедуру повторяем до конца сообщения. Последовательность действий при нашем кодировании оформим в виде таблицы.

Таблица 1

Номер итера-

ции

Текущий интервал

Результат разбиения

Символ в сообще-

нии

a

b

EOF

1

[0, 1)

[0, 0.1)

[0.1, 0.95)

[0.95, 1)

b

2

[0.1, 0.95)

[0.1, 0.185)

[0.185, 0.855)

[0.855, 0.95)

a

3

[0.1, 0.185)

[0.1,

0.1085)

[0.1085,

0.1808)

[0.1808,

0.185)

b

4

[0.1085, 0.1808)

[0.1085,
0.1157)

[0.1157,
0.1771)

[0.1771,
0.1808)

b

5

[0.1157,
0.1771)

[0.1157,
0.1219)

[0.1219,
0.1741)

[0.1741,
0.1771)

b

6

[0.1219,
0.1741)

[0.1219,
0.1271)

[0.1271,

0.1715)

[0.1715,
0.1741)

b

7

[0.1271,

0.1715)

[0.1271,
0.1315)

[0.1315,
0.1692)

[0.1692,
0.1715)

b

8

[0.1315,
0.1692)

[0.1315,

0.1353)

[0.1353,

0.1674)

[0.1674,
0.1692)

b

9

[0.1353,

0.1674)

[0.1353,
0.1385)

[0.1385,
0.1657)

[0.1657,
0.1674)

b

10

[0.1385,
0.1657)

[0.1385,
0.1412)

[0.1412,
0.1644)

[0.1644,
0.1657)

b

11

[0.1412,
0.1644)

[0.1412,
0.1435)

[0.1435,
0.1562)

[0.1562,
0.1644)

a

12

[0.1412,
0.1435)

[0.1412,
0.1415)

[0.1415,
0.1434)

[0.1434,
0.1435)

b

13

[0.1415,
0.1434)

[0.1415,
0.1417)

[0.1417,
0.1433)

[0.1433,

0.1434)

b

14

[0.1417,
0.1433)

[0.1417,
0.1418)

[0.1418,
0.1432)

[0.1432,
0.1433)

b

15

[0.1418,
0.1432)

[0.1418,
0.1420)

[0.1420,
0. 14317)

[0.14317,
0.1432)

b

16

[0.1420,
0. 14317)

[0.1420,
0.1421)

[0.1421,
0.14311)

[0.14311,
0.14317)

b

17

[0.1421,
0.14311)

[0.1421,
0.1422)

[0.1422,
0.14306)

[0.14306,
0.14317)

b

18

[0.1422,
0.14306)

[0.1422,
0.1423)

[0.1423,
0.14302)

[0.14302,

0.14306)

b

19

[0.1423,
0.14302)

[0.1423,
0.14235)

[0. 14235,
0.14298)

[0.14298,
0. 14302)

b

20

[0. 14235,
0.14298)

[0.14235,
0.14241)

[0.14241,
0.14295)

[0.14295,
0.14298)

EOF

Результатом рекурсивного деления текущего интервала стал выделенный жирным в таблице интервал, границы которого приведем без округления: [0.142948471255693, 0.142980027967343). В двоичной системе счисления полученный интервал представляется в виде [0.001 001 001 001 100 00100010101100001000011100111000000010, 0.001 001 001 001 101 00101011011010000000110011101010011101). Число 0.001 001 001 001 100 1 (в десятичной системе счисления это число 0.142959594726563), принадлежащее полученному интервалу, является результатом кодирования нашего сообщения. Это число содержит 16 бит. Таким образом, из сообщения длиной 20 символов мы получили 16-ти битовый код. Мы сжали наше сообщение!

Попробуем теперь его декодировать. Для этого опять возьмем исходный интервал [0, 1). Разделим его в соответствии с частотами появления символов в сообщении. Результат этого разбиения, очевидно, представлен в Таблице 1 в строке с номером итерации 1. Полученное число 0.142959594726563 принадлежит среднему интервалу [0.1, 0.95). Таким образом, первый декодированный символ – это символ «b» (что отражено в пятом столбце таблицы в первой строке). Текущим интервалом становится [0.1, 0.95). Опять делим его на три части в соответствии с частотами появления символов в сообщении. Результат разбиения показан во второй строке Таблицы 1. Число 0.142959594726563 принадлежит первому из интервалов, полученных при делении, [0.1, 0.185). Этот интервал имеет длину, пропорциональную частоте появления символа «a». Этот символ и является результатом декодирования на второй итерации. Из сказанного выше очевидно, что весь процесс декодирования уже отображен в Таблице 1. Итеративное деление текущего интервала при декодировании будет продолжаться до тех пор, пока не будет декодирован символ «EOF», сигнализирующий о конце сообщения.

Несмотря на то, что рассмотренные процедуры итеративного деления текущего отрезка действительно реализуют арифметическое кодирование и декодирование сообщения, они очень мало похожи на те действия, которые выполняются при кодировании/декодировании по алгоритмам CABAC. Прежде всего, это связано с двумя существенными, с точки зрения практического использования, недостатками рассмотренных процедур кодирования и декодирования. Во-первых, при кодировании мы получили результат только после того, как обработали все сообщение. До этого момента ни один бит результата нам не известен. Аналогично. Для начала процедуры декодирования нам необходимо знать весь набор битов, представляющий закодированное сообщение. Второй недостаток также достаточно очевиден из приведенного примера. При итеративном делении текущего отрезка на каждой итерации возрастает точность, необходимая для представления границ интервалов. Таким образом, чем длиннее сообщение, тем больший временной интервал (задержка) необходим в кодере и декодере для его обработки, тем выше точность (разрядность вычислений) требуется для реализации алгоритмов арифметического кодирования.

Отметим здесь несколько достаточно очевидных моментов, касающихся процедуры кодирования. Совершенно очевидно, что в том случае, когда текущий интервал полностью лежит в области от 0 до ½, текущий бит результата кодирования будет нулевым. Аналогично, в том случае, когда текущий интервал полностью лежит в области от ½ до 1, текущий бит результата кодирования будет единичным. В том же случае, когда левый конец текущего интервала меньше ½, а правый больше, но оба не отстоят от ½ более чем на ¼, значение текущего бита результата неизвестно. Однако, можно уверенно утверждать, что следующий бит результата будет иметь противоположное к текущему значение. После выдачи каждого текущего бита результата кодирования длину интервала можно удвоить. Все это позволило ввести процедуру удвоения длины текущего интервала, которая позволяет обойти оба указанных выше недостатка арифметического кодирования.

В стандарте эта процедура названа Ренормализацией. В процессе Ренормализации при кодировании (до окончания кодирования) сразу выдаются биты результата кодирования, а длина текущего интервала удваивается. Ренормализация выполняется итеративно после выбора каждого текущего интервала. Итерации продолжаются до тех пор, пока текущий интервал попадает полностью в один из трех интервалов: [0, 0.5), [0.25, 0.75), [0.5, 1). Если текущий интервал не лежит полностью ни в одном из этих трех интервалов, то итерации прекращаются. В противном случае, когда текущий интервал лежит в одном из этих трех, выполняется один из трех наборов действий. Т.е. каждый набор соответствует своему интервалу.

Если текущий интервал полностью принадлежит интервалу [0, 0.5), то выдается бит результата 0 и после него столько битов 1, сколько было накоплено на предыдущих символах. (Количество единиц, выдаваемых в результирующий битовый поток равно значению счетчика, называемого в стандарте bitsOutstanding. После вывода единичных битов счетчик сбрасывается в 0). Значения границ текущего интервала удваивается (В результате, естественно удваивается и длина интервала. Для краткости назовем это удвоение «расширением интервала вправо»).

Если текущий интервал полностью лежит внутри интервала [0.5, 1), то выдается бит результата 1 и после него столько битов 0, сколько было накоплено на предыдущих символах (Количество битов 0 опять равно значению счетчика bitsOutstanding. Счетчик сбрасывается в 0). Границы интервала смещаются влево так, чтобы расстояние от них до 1 удвоилось. (Назовем это удвоение «расширением интервала влево»).

Если текущий интервал полностью лежит внутри интервала [0.25, 0.75), то этот факт необходимо запомнить для последующей выдачи битов результата (увеличить на 1 значение счетчика bitsOutstanding). Левая граница текущего интервала смещается влево так, чтобы расстояние от нее до точки 0.5 удвоилось. Правая граница смещается вправо также с удвоением расстояния от нее до точки 0.5. (Назовем удвоение длины интервала в этом случае «расширением интервала в обе стороны»).

Кроме того, формализуем процедуру выбора последних двух бит закодированного сообщения, конкретизирующих выбор двоичного числа из полученного итеративным делением интервала. Эта процедура очень проста. Если левая граница полученного интервала меньше 0.25, то последними битами сообщения будет последовательность {0, 1}. В противном случае – это последовательность {1, 0}.

Проиллюстрируем работу процедуры ренормализации на примере кодирования того же 20-ти символьного сообщения {b, a, b, b, b, b, b, b, b, b, a, b, b, b, b, b, b, b, b, EOF}

Таблица 2

Номер итера-

ции

Текущий интервал

Результат разбиения

Символ в сообще-

нии

a

b

EOF

1

[0, 1)

[0, 0.1)

[0.1, 0.95)

[0.95, 1)

b

2

[0.1, 0.95)

[0.1, 0.185)

[0.185, 0.855)

[0.855, 1)

a

[0.1, 0.185)

выдаем 0, расширяем интервал вправо

[0.2, 0.37)

выдаем 0, расширяем интервал вправо

[0.4, 0.74)

Увеличиваем счетчик, расширяем интервал в обе стороны

3

[0.3, 0.98)

[0.3, 0.368)

[0.368, 0.946)

[0.946, 0.98)

b

4

[0.368, 0.946)

[0.368,0.4258)

[0.4258, 0.9171)

[0.9171, 0.946)

b

5

[0.4258, 0.9171)

[0.4258, 0.4749)

[0.4749, 0.8925)

[0.8925, 0.9171)

b

6

[0.4749, 0.8925)

[0.4749, 0.5167)

[0.5167, 0.8717)

[0.8717, 0.8925)

b

[0.5167, 0.8717)

выдаем 10, расширяем интервал влево, сбрасываем счетчик в 0

7

[0.0334, 0.7433)

[0.0334, 0.1044)

[0.1044, 0.7078)

[0.7078, 0.7433)

b

8

[0.1044, 0.7078)

[0.1044, 0.1647)

[0.1647, 0.6776)

[0.6776, 0.7078)

b

9

[0.1647, 0.6776)

[0.1647, 0.2160)

[0.2160, 0.6520)

[0.6520, 0.6776)

b

10

[0.2160, 0.6520)

[0.2160, 0.2596)

[0.2596, 0.6302)

[0.6302, 0.6520)

b

[0.2596, 0.6302)

Увеличиваем счетчик, расширяем интервал в обе стороны

11

[0.0192, 0.7604)

[0.0192, 0.0933)

[0.0933, 0.7233)

[0.7233, 0.7604)

a

[0.0192, 0.0933)

выдаем 01, расширяем интервал вправо, сбрасываем счетчик

[0.0384, 0.1867)

выдаем 0, расширяем интервал вправо

[0.0769, 0.3733)

выдаем 0, расширяем интервал вправо

12

[0.1537, 0.7467)

[0.1537, 0.2130)

[0.2130, 0.7170)

[0.7170, 0.7467)

b

13

[0.2130, 0.7170)

[0.2130, 0.2634)

[0.2634, 0.6918)

[0.6918, 0.7170)

b

[0.2634, 0.6918)

Увеличиваем счетчик, расширяем интервал в обе стороны

14

[0.0269, 0.8837)

[0.0269, 0.1125)

[0.1125, 0.8408)

[0.8408, 0.8837)

b

15

[0.1125, 0.8408)

[0.1125, 0.1854)

[0.1854, 0.8044)

[0.8044, 0.8408)

b

16

[0.1854, 0.8044)

[0.1854, 0.2473)

[0.2473, 0.7735)

[0.7735, 0.8044)

b

17

[0.2473, 0.7735)

[0.2473, 0.2999)

[0.2999, 0.7471)

[0.7471, 0.7735)

b

 

[0.2999, 0.7471)

Увеличиваем счетчик, расширяем интервал в обе стороны

18

[0.0998, 0.9943)

[0.0998, 0.1892)

[0.1892, 0.9496

[0.9496, 0.9943)

b

19

[0.1892, 0.9496)

[0.1892, 0.2653)

[0.2653, 0.9115)

[0.9115, 0.9496)

b

20

[0.2653, 0.9115)

[0.2653, 0.3299)

[0.3299, 0.8792)

[0.8792, 0.9115)

EOF

 

[0.8792, 0.9115)

выдаем 100, расширяем интервал влево, сбрасываем счетчик в 0

 

[0.7585, 0.8231)

выдаем 1, расширяем интервал влево

 

[0.5169, 0.6462)

выдаем 1, расширяем интервал влево

 

[0.0339, 0.2924)

выдаем 0, расширяем интервал вправо

 

[0.0678, 0.5848

т.к. 0.0678<0.25, выдаем 01

В результате кодирования получили 001 001 001 001 100 1. Т.е. те же 16 бит, которые мы получали и без использования процедуры Ренормализации.

Отметим еще один момент. Процедуру итеративного деления текущего интервала на части, длины которых пропорциональны частотам появления символов в сообщении легко формализовать. Действительно, если обозначить за относительную частоту i-го символа (в нашем примере у первого символа «a» эта частота равна 0.1), за , , то границы текущего интервала на каждой итерации могут быть рассчитаны как:

R = Hc - Lc

L = Lc + P1 ∙ R ,

H = Lc + P2 ∙ R ,

где Lc – левая граница текущего интервала, L – новое значение левой границы текущего интервала после деления, Hc– правая граница текущего интервала, H – новое значение правой границы текущего интервала после деления.

 

Читать другие статьи:

Глава 1. Просто о видеокодировании

Глава 2. Межкадровое (Inter) предсказание в HEVC

Глава 3. Пространственное (Intra) предсказание в HEVC

Глава 4. Компенсация движения в HEVC

Глава 5. Постпроцессинг в HEVC

Глава 7. Контекстно-адаптивное двоичное арифметическое кодирование. Часть 2

 

Автор:

Олег Пономарев - 16 лет занимается вопросами видео кодирования и цифровой обработки сигналов, специалист в области распространения радиоволн, статистической радиофизики, доцент кафедры радиофизики НИ ТГУ, кандидат физико-математический наук. Руководитель исследовательской лаборатории Elecard.

 

Инструмент для детального анализа этапов кодирования видеопоследовательности - Elecard StreamEye

Инструмент для сравнения параметров видео, закодированного разными энкодерами

Нажимая кнопку подписаться, вы соглашаетесь получать информацию и специальные предложения про продукты и услуги Elecard. Вы можете отписаться в любое время.

CHAPTER 6

Arithmetic coder basics and intro to binary arithmetic coder

 

 

 

 

Let us recapitulate the main steps of processing a video frame as it is being encoded using a H.265/HEVC system (Fig. 1). At the first step, termed conventionally “block division”, the frame is divided into blocks called CUs (Coding Units). The second step involves predicting the image inside each block using spatial (Intra) or temporal (Inter) prediction. When temporal prediction is being performed, a CU block can be divided into sub-blocks called PUs (Prediction Units), each of which can have its own motion vector. The predicted sample values are then subtracted from the sample values of the image being coded. A two-dimensional (2D) difference signal, or Residual signal, is formed for each CU as a result. At the third step, the 2D array of Residual signal samples is divided into so-called TUs (Transform Units), each of which undergoes a discrete 2D cosine Fourier transform (with the exception of the 4×4-sized TUs containing intra-predicted intensity samples, for which a discrete sine Fourier transform is used).

Figure 1. Main steps of video frame processing in a H.265/HEVC system

At the next step, the resulting spectral Fourier coefficients are quantized by level. The data about all operations performed at each of the four steps is sent to the input of an entropy encoder; this data can be used later to restore the encoded image. This is the final step. The incoming data undergoes additional lossless compression using Context Adaptive Binary Arithmetic Coding (CABAC) algorithms.

Let us explore what this five-word sequence actually means, starting with “arithmetic coding”. To illustrate the concept of arithmetic coding, consider a simple example: compressing a message that consists of 20 characters. We will only use three possible characters: “a”, “b”, and the “EOF” character that indicates the end of the message. The message itself will look like this: {b, a, b, b, b, b, b, b, b, b, a, b, b, b, b, b, b, b, b, EOF}. The compression procedure will consist of splitting the current interval recursively. We will take [0, 1) as the initial interval and split it into smaller intervals proportional in length to the character frequencies in the message. There are 17 occurrences of the character “b” and 2 occurrences of the character “a” out of a possible 20. “EOF” occurs only once. This split will result in three intervals: [0, 2/20), [2/20, 19/20), and [19/20, 1). The first character in the message is “b”. Now we choose the interval whose length is proportional to the frequency of the character “b”, i.e. [2/20, 19/20), as the current interval. Then we split the current interval in the same way as above and choose the interval whose length is proportional to the next character’s frequency as the next current interval. This procedure is repeated until the end of the message. Let us present our coding workflow as a table.

Table 1

Iteration

No.

Current Interval

Splitting Result

Character in the message

a

b

EOF

1

[0, 1)

[0, 0.1)

[0.1, 0.95)

[0.95, 1)

b

2

[0.1, 0.95)

[0.1, 0.185)

[0.185, 0.855)

[0.855, 0.95)

a

3

[0.1, 0.185)

[0.1,

0.1085)

[0.1085,

0.1808)

[0.1808,

0.185)

b

4

[0.1085, 0.1808)

[0.1085,
0.1157)

[0.1157,
0.1771)

[0.1771,
0.1808)

b

5

[0.1157,
0.1771)

[0.1157,
0.1219)

[0.1219,
0.1741)

[0.1741,
0.1771)

b

6

[0.1219,
0.1741)

[0.1219,
0.1271)

[0.1271,

0.1715)

[0.1715,
0.1741)

b

7

[0.1271,

0.1715)

[0.1271,
0.1315)

[0.1315,
0.1692)

[0.1692,
0.1715)

b

8

[0.1315,
0.1692)

[0.1315,

0.1353)

[0.1353,

0.1674)

[0.1674,
0.1692)

b

9

[0.1353,

0.1674)

[0.1353,
0.1385)

[0.1385,
0.1657)

[0.1657,
0.1674)

b

10

[0.1385,
0.1657)

[0.1385,
0.1412)

[0.1412,
0.1644)

[0.1644,
0.1657)

b

11

[0.1412,
0.1644)

[0.1412,
0.1435)

[0.1435,
0.1562)

[0.1562,
0.1644)

a

12

[0.1412,
0.1435)

[0.1412,
0.1415)

[0.1415,
0.1434)

[0.1434,
0.1435)

b

13

[0.1415,
0.1434)

[0.1415,
0.1417)

[0.1417,
0.1433)

[0.1433,

0.1434)

b

14

[0.1417,
0.1433)

[0.1417,
0.1418)

[0.1418,
0.1432)

[0.1432,
0.1433)

b

15

[0.1418,
0.1432)

[0.1418,
0.1420)

[0.1420,
0. 14317)

[0.14317,
0.1432)

b

16

[0.1420,
0. 14317)

[0.1420,
0.1421)

[0.1421,
0.14311)

[0.14311,
0.14317)

b

17

[0.1421,
0.14311)

[0.1421,
0.1422)

[0.1422,
0.14306)

[0.14306,
0.14317)

b

18

[0.1422,
0.14306)

[0.1422,
0.1423)

[0.1423,
0.14302)

[0.14302,

0.14306)

b

19

[0.1423,
0.14302)

[0.1423,
0.14235)

[0. 14235,
0.14298)

[0.14298,
0. 14302)

b

20

[0. 14235,
0.14298)

[0.14235,
0.14241)

[0.14241,
0.14295)

[0.14295,
0.14298)

EOF

The recursive splitting of the current interval has resulted in the interval that is bolded in the table, which we will show here in the unrounded form: [0.142948471255693, 0.142980027967343). In the binary notation, this interval is represented as [0.001 001 001 001 100 00100010101100001000011100111000000010, 0.001 001 001 001 101 00101011011010000000110011101010011101). The number 0.001 001 001 001 100 1, corresponding to decimal 0.142959594726563 and included in the resulting interval, is the encoded message. It is a 16-bit value. Thus, a 20-character long message has been converted into a 16-bit code. We have compressed our message!

Now let us try to decode it. Again, we will take [0, 1) as the initial interval and split it according to the character frequencies in the message. Obviously, the result of this split is shown in Table 1 in the line where the Iteration No. is 1. The interval that contains the number 0.142959594726563 is the middle interval [0.1, 0.95), therefore the first decoded character is “b” (which is reflected by the 5th column in the first table line). [0.1, 0.95) now becomes the current interval, which we again split into three parts according to the character frequency in the message. The result is shown in the second line of Table 1. The number 0.142959594726563 belongs to the first of the resulting intervals, [0.1, 0.185). The length of this interval is proportional to the frequency of the character “a”, therefore “a” is the next decoded character. It is evident from the above that the entire decoding process is already described by Table 1. The iterative splitting of the current interval will continue until the character “EOF” is decoded, indicating the end of the message.

Although these iterative procedures of splitting the current interval do in fact implement arithmetic encoding and decoding of a message, they bear little similarity to how encoding/decoding is actually done when using CABAC algorithms. This is primarily due to two significant practical shortcomings of the encoding and decoding procedures described above. Firstly, we only obtained the encoding result after having processed the entire message. Not a single bit of the result was known prior to that. Similarly, to start decoding, we need to know the entire bit sequence that represents the encoded message. The second shortcoming is also quite apparent from our example. When the current interval is split iteratively, each iteration increases the precision required to represent the interval endpoints. Therefore, the longer the message, the longer the time period (delay) needed to process it in the encoder and decoder, and the higher the precision (processing bit width) required to implement arithmetic coding algorithms.

Let us point out several fairly obvious considerations related to the encoding procedure. Clearly, if the current interval is fully contained inside the area between 0 and ½, the current bit of the encoding result will be zero. In a similar fashion, if the current interval is fully contained inside the area between ½ and 1, the current bit of the encoding result will have a value of one. If, however, the left endpoint of the current interval is less than ½ and the right is greater than ½, but both differ from ½ by no more than ¼, the current result bit will be unknown. On the other hand, it can be said with certainty that the next result bit will have an opposite value to the current bit. When we have obtained each current result bit for this iteration, we can then double the interval length. All of this made it possible to introduce a procedure for doubling the current interval length that overcomes both the abovementioned shortcomings of arithmetic coding.

This procedure is called Renormalization in the standard. With Renormalization, the encoding result bits are output immediately during encoding (before it is finished), and the current interval length is doubled. Renormalization is carried out iteratively each time a new current interval is selected. The iterations proceed until the current interval is fully contained inside one of the following three intervals: [0, 0.5), [0.25, 0.75), [0.5, 1). If the current interval is not fully contained inside any of these, the iterations stop. Otherwise, if the current interval is within one of the three intervals, one of three processing sequences is executed, each of which corresponds to a specific interval.

If the entire current interval is contained inside the interval [0, 0.5), 0 is output as the result bit, followed by as many 1-valued bits as have been accumulated when processing the previous characters. (The number of ones output to the resulting bit stream is equal to the value of the counter that has the name bitsOutstanding in the standard. After the 1-valued bits have been output, the counter is reset to 0). The endpoint values of the current interval are doubled. (As a result, the length of the interval also gets doubled; for the sake of brevity, let us call this doubling “interval expansion to the right”.)

If the entire current interval is contained inside the interval [0.5, 1), 1 is output as the result bit, followed by as many 0-valued bits as have been accumulated when processing the previous characters. (Again, the number of zeros is equal to the value of the bitsOutstanding counter, which is reset to 0 after this operation.) The interval endpoints are moved to the left so as to double the distance from them to point 1. (We will call this “interval expansion to the left”.)

If the current interval is fully contained inside the interval [0.25, 0.75), this fact needs to be memorized for subsequent result bit output (increment the bitsOutstanding counter by 1). The left interval endpoint is moved to the left so as to double the distance from it to point 0.5. The right interval endpoint is moved to the right, with the distance from it to point 0.5 also being doubled. (We will call this doubling of the interval “interval expansion to both sides”.)

In addition, let us formalize the procedure of selecting the two last bits of the encoded message that governs the selection of a specific binary value from an interval obtained by iterative splitting. This procedure is very simple: if the left endpoint of the resulting interval is less than 0.25, then the last two message bits are {0, 1}, otherwise they are {1, 0}.

To illustrate how the renormalization procedure works, we will use the example of encoding the same 20-character message: {b, a, b, b, b, b, b, b, b, b, a, b, b, b, b, b, b, b, b, EOF}.

Table 2

Iteration No.

Current Interval

Splitting Result

Character in the message

a

b

EOF

1

[0, 1)

[0, 0.1)

[0.1, 0.95)

[0.95, 1)

b

2

[0.1, 0.95)

[0.1, 0.185)

[0.185, 0.855)

[0.855, 1)

a

[0.1, 0.185)

Output 0, expand the interval to the right

[0.2, 0.37)

Output 0, expand the interval to the right

[0.4, 0.74)

Increment the counter, expand the interval to both sides

3

[0.3, 0.98)

[0.3, 0.368)

[0.368, 0.946)

[0.946, 0.98)

b

4

[0.368, 0.946)

[0.368,0.4258)

[0.4258, 0.9171)

[0.9171, 0.946)

b

5

[0.4258, 0.9171)

[0.4258, 0.4749)

[0.4749, 0.8925)

[0.8925, 0.9171)

b

6

[0.4749, 0.8925)

[0.4749, 0.5167)

[0.5167, 0.8717)

[0.8717, 0.8925)

b

[0.5167, 0.8717)

output 10, expand the interval to the left, reset the counter to 0

7

[0.0334, 0.7433)

[0.0334, 0.1044)

[0.1044, 0.7078)

[0.7078, 0.7433)

b

8

[0.1044, 0.7078)

[0.1044, 0.1647)

[0.1647, 0.6776)

[0.6776, 0.7078)

b

9

[0.1647, 0.6776)

[0.1647, 0.2160)

[0.2160, 0.6520)

[0.6520, 0.6776)

b

10

[0.2160, 0.6520)

[0.2160, 0.2596)

[0.2596, 0.6302)

[0.6302, 0.6520)

b

[0.2596, 0.6302)

increment the counter, expand the interval to both sides

11

[0.0192, 0.7604)

[0.0192, 0.0933)

[0.0933, 0.7233)

[0.7233, 0.7604)

a

[0.0192, 0.0933)

output 01, expand the interval to the right, reset the counter

[0.0384, 0.1867)

output 0, expand the interval to the right

[0.0769, 0.3733)

output 0, expand the interval to the right

12

[0.1537, 0.7467)

[0.1537, 0.2130)

[0.2130, 0.7170)

[0.7170, 0.7467)

b

13

[0.2130, 0.7170)

[0.2130, 0.2634)

[0.2634, 0.6918)

[0.6918, 0.7170)

b

[0.2634, 0.6918)

increment the counter, expand the interval to both sides

14

[0.0269, 0.8837)

[0.0269, 0.1125)

[0.1125, 0.8408)

[0.8408, 0.8837)

b

15

[0.1125, 0.8408)

[0.1125, 0.1854)

[0.1854, 0.8044)

[0.8044, 0.8408)

b

16

[0.1854, 0.8044)

[0.1854, 0.2473)

[0.2473, 0.7735)

[0.7735, 0.8044)

b

17

[0.2473, 0.7735)

[0.2473, 0.2999)

[0.2999, 0.7471)

[0.7471, 0.7735)

b

 

[0.2999, 0.7471)

increment the counter, expand the interval to both sides

18

[0.0998, 0.9943)

[0.0998, 0.1892)

[0.1892, 0.9496)

[0.9496, 0.9943)

b

19

[0.1892, 0.9496)

[0.1892, 0.2653)

[0.2653, 0.9115)

[0.9115, 0.9496)

b

20

[0.2653, 0.9115)

[0.2653, 0.3299)

[0.3299, 0.8792)

[0.8792, 0.9115)

EOF

 

[0.8792, 0.9115)

output 100, expand the interval to the left, reset the counter to 0

 

[0.7585, 0.8231)

output 1, expand the interval to the left

 

[0.5169, 0.6462)

output 1, expand the interval to the left

 

[0.0339, 0.2924)

output 0, expand the interval to the right

 

[0.0678, 0.5848)

since 0.0678 < 0.25, output 01

The result of encoding is 001 001 001 001 100 1. These are the same 16 bits that we obtained before without using the Renormalization procedure.

Let us note one more thing here. The procedure of iterative splitting of the current interval into parts proportional in length to the character frequencies in the message can be easily formalized. Indeed, if we denote the relative frequency of the i-th character as   (in our example, this equals 0.1 for the first character, “a”), introduce the definitions and , then the endpoints of the current interval at each iteration can be calculated as:

R = Hc - Lc

L = Lc + P1 ∙ R ,

H = Lc + P2 ∙ R ,

где Lc – left endpoint of the current interval, L – is the new value of the left endpoint of the current interval after splitting, Hc– right endpoint of the current interval, H – is the new right endpoint value of the current interval after splitting.

 

Read more:

Chapter 1. Video encoding in simple terms

Chapter 2. Inter-frame prediction (Inter) in HEVC

Chapter 3. Spatial (Intra) prediction in HEVC

Chapter 4. Motion compensation in HEVC

Chapter 5. Post-processing in HEVC

Chapter 7. Context-adaptive binary arithmetic coding. Part 2

 

About the author:

Oleg Ponomarev, 16 years in video encoding and signal digital processing, expert in Statistical Radiophysics, Radio waves propagation.  Assistant Professor, PhD at Tomsk State University, Radiophysics department. Head of Elecard Research Lab.

 

Use Elecard StreamEye to analyze bitstream

Check the tool to compare encoders

By entering your e-mail address and submitting this form, you agree to receive information, special offers and promotions regarding Elecard products and services. You can withdraw consent at any time.