Межкадровое (Inter) предсказание в HEVC

Межкадровое (Inter) предсказание в HEVC

ГЛАВА 2

Как устранить пространственную или временную избыточность: нецелочисленные вектора движения, двунаправленное предсказание, aдаптивный выбор формы, размера и положения блоков изображения при выполнении предсказания, cписки кадров, которые могут использоваться как источники референсных блоков при компенсации движения, предсказание векторов движения.

 

Одним из основных этапов обработки цифровых видеоданных в блочных гибридных системах видеокодирования является этап устранения пространственной или временной избыточности. В последнем случае, то есть при устранении временной избыточности, для каждого текущего кодируемого участка (блока) изображения система кодирования старается найти наиболее похожий блок на ранее закодированных видеоизображениях. Отсчеты найденного блока (пикселы) используются в качестве приближенной оценки (предсказания) значений отсчетов кодируемого блока. «Предсказанные» отсчеты вычитаются из отсчетов кодируемого блока, в результате чего формируется разностный сигнал (Residual). Очевидно, что  разностный сигнал  содержит информацию только об отличии изображения в кодируемом блоке от изображения в блоке, использованном в качестве предсказания. При «удачном предсказании» количество информации в разностном сигнале оказывается существенно меньше, чем в кодируемом блоке, что во многом и определяет степень сжатия видеоданных при кодировании. Именно информация о разностном сигнале (после некоторой дополнительной обработки) помещается в закодированный поток, т.е., по сути дела, представляет результат кодирования.

Кроме того, в поток помещается информация, позволяющая декодирующей системе выполнить предсказание. Что это за информация? Это, прежде всего, должен быть некоторый идентификатор ранее закодированного видеоизображения (его называют Reference), на котором найден блок, используемый в качестве предсказания. Идентификатор должен быть дополнен информацией о координатах блока-предсказания внутри reference-изображения. Эти координаты обычно задают относительно положения текущего кодируемого блока, то есть в виде смещения кодируемого блока относительно блока-предсказания. Как следствие, совокупность смещений в горизонтальном и вертикальном направлениях называют векторами движения (по сути дела они и показывают то, насколько кодируемый блок сдвинулся относительно блока, используемого для предсказания).

Процедура декодирования, по сути дела, заключается в том, чтобы по идентификатору найти среди ранее декодированных изображений Reference-изображение. По известным координатам «взять» с этого изображения отсчеты блока-предсказания и добавить к ним значения разностного сигнала из закодированного потока. В результате получится декодированное изображение. Все очень просто! Эта простая идея первоначально была реализована при разработке стандарта H.261 еще в 1988 году. За последующие 25 лет к этой идее было добавлено еще несколько, что позволило существенно снизить как количество информации, требуемое для описания разностного сигнала, так и количество информации, необходимое для идентификации блока на референсном изображении, используемого для предсказания. Кратко рассмотрим эти нововведения.

Нецелочисленные вектора движения

Очевидно, что в реальных видеопоследовательностях смещение изображения в одном кадре относительно изображения в другом (референсном) кадре часто не составляет целое число дискретных отсчетов. В этой ситуации введение нецелочисленных векторов движения позволяет существенно повысить «качество» предсказания. При нецелочисленном смещении для предсказания используются интерполированные (сдвинутые относительно целочисленной позиции) отсчеты референсного блока. Величина и направление сдвига задаются дробными частями горизонтальной и вертикальной составляющих вектора движения.

Двунаправленное предсказание

При двунаправленном предсказании кодируемого блока в качестве референсных используются два блока, каждый из которых может находиться на своем референсном кадре. В качестве предсказания используется полусумма значений отсчетов из одного и другого блока. Наиболее часто один из референсных кадров находится в видеопоследовательности до кадра, содержащего кодируемый блок. Второй референсный кадр находится после текущего кадра. Таким образом, так как в качестве референсных могут использоваться только уже закодированные кадры, введение двунаправленного предсказания приводит к необходимости кодировать видеокадры не в той последовательности, в которой они находятся в видео (рис. 1). А в чем идея? За счет чего такое двунаправленное предсказание (его называют bi-prediction, блоки, кодируемые с таким предсказанием называют B-блоками, а закодированные кадры, содержащие B-блоки, называют B-кадрами) дает выигрыш в степени сжатия видеоданных, то есть в «качестве» предсказания? Рассмотрим несколько ситуаций, в которых такой выигрыш не вызывает сомнений.

Рис. 1. При двунаправленном предсказании порядок кодирования (декодирования) видеокадров может не совпадать с их порядком в видеопоследовательности

Ситуация первая. Пусть нецелочисленные вектора движения в кодирующей системе могут быть заданы с четвертьпиксельной точностью. Один из референсных кадров предшествует кодируемому, а второй находится в видеопоследовательности после него (рис. 1). Кодируемый блок сдвинут относительно референсного блока на первом референсном кадре на  -1/6 пикселя по горизонтальной оси. Если при этом относительно второго референсного блока текущий сдвинут на 1/6 пиксела вдоль той же оси, то использование среднего арифметического отсчетов из двух блоков будет эквивалентно линейной интерполяции, обеспечивающей расчет сдвинутых на 1/6 пиксела отсчетов. То есть двунаправленное предсказание в этом случае эквивалентно повышению точности задания векторов движения. Понятно, что приведенный пример несколько идеализирован. Но и в том случае, когда дробные части векторов движения не совпадают по абсолютной величине, использование усреднения отсчетов из двух блоков повышает «качество» предсказания. (Почему в примере взяты смещения с разным знаком? Как раз потому, что один референсный кадр предшествует кодируемому, а другой следует за ним. При непрерывном движении объектов в кадре с большой вероятностью изображение в кодируемом блоке будет сдвинуто относительно одного референсного изображения в одну сторону, а относительно другого – в другую.)

Ситуация вторая. Пусть некоторый зафиксированный видеокамерой объект поворачивается с течением времени в плоскости, параллельной плоскости видеокадра. Опять имеем два референсных кадра, один из которых снят раньше кодируемого по времени, а второй позже. Очевидно, что изображение в кодируемом блоке будет повернуто относительно референсных изображений на углы с противоположными знаками. Если эти повороты небольшие, то результат усреднения референсных изображений компенсирует (может быть только частично) поворот кодируемого изображения относительно референсных, что и обеспечит повышение «качества» предсказания.

Ситуация третья. Изображение в кодируемом блоке неподвижно относительно и референсного изображения, предшествующего ему, и относительно изображения, находящегося на кадре, снятом по времени позже. Но с течением времени происходит изменение освещенности этого участка видеокадра. Например, изображение темнеет. Очевидно, что и в этом случае использование двунаправленного предсказания позволяет добиться лучшего приближения результата предсказания к кодируемому изображению.

В реальных видеопоследовательностях возможны и любые комбинации приведенных выше ситуаций. Кроме того, по-видимому, можно придумать еще не один пример, в которых выигрыш от использования двунаправленного предсказания не вызывает сомнений.

Адаптивный выбор формы, размера и положения блоков изображения при выполнении предсказания

Возможность такого выбора также позволяет существенно повысить «качество» прдсказания при компенсации движения, адаптируя форму, размер и положение кодируемого блока к форме, размеру и положению движущегося объекта. Пример такой адаптации иллюстрируется на рис. 2.

Рис. 2. Форма, размер и положение предсказываемого блока адаптирцются при кодировании к границам, размерам и положению объектов в видеокадре
(изображение получено с помощью программы Elecard HEVCAnalyzer)

Списки кадров, которые могут использоваться как источники референсных блоков при компенсации движения

Далеко не всегда участок изображения, дающий наилучшее предсказание для текущего блока, находится на видеокадре (видеокадрах), расположенном в видеопоследовательности наиболее близко (до или после) к кодируемому видеоизображению. В этой ситуации наилучшего предсказания можно было бы добиться, анализируя на этапе компенсации движения все ранее закодированные кадры. Такой подход, по-видимому, нереализуем на практике, так как требует практически бесконечного объема памяти для хранения декодированных изображений и практически бесконечного времени для поиска на них наилучших референсных блоков. В современных системах видеокодирования как правило используется компромиссный вариант. Для каждого кодируемого видеокадра в таких системах составляется список видеокадров (конечной длины), которые могут использоваться в качестве референсных. Информацию о содержимом списка кодирующая система помещает в закодированный видеопоток.

Предсказание векторов движения

Каждый из блоков, закодированный с использованием Inter-предсказания должен сопровождаться информацией об одном или, в случае двунаправленного предсказания, двух векторах движения. Количество этой информации в ряде случаев оказывается сравнимо или даже превосходит количество информации, необходимой для описания разностного сигнала. Для уменьшения количества информации о векторах движения, содержащейся в закодированном потоке, в современных системах видеокодирования широко используются механизмы предсказания векторов движения. При их использовании декодирующая система по заранее известному алгоритму рассчитывает вектор предсказания – mvp (от англ. Motion Vector Prediction). В закодированный видеопоток же помещается только информация о разностном векторе, определяющем отличие вектора движения от результата его предсказания. Эти разностные векторы называют mvd (от англ. Motion Vector Difference).

 

Читать другие статьи:

Глава 1. Просто о видеокодировании

Глава 3. Пространственное (Intra) предсказание в HEVC

 

Автор:

Олег Пономарев - 15 лет занимается вопросами видео кодирования и цифровой обработки сигналов, специалист в области распространения радиоволн, статистической радиофизики, доцент кафедры радиофизики НИ ТГУ, кандидат физико-математический наук. Руководитель исследовательской лаборатории Elecard.

 

 

Инструмент для детального анализа этапов кодирования видеопоследовательности - Elecard StreamEye

Инструмент для сравнения параметров видео, закодированного разными энкодерами

 

Нажимая кнопку подписаться, вы соглашаетесь получать информацию и специальные предложения про продукты и услуги Elecard. Вы можете отписаться в любое время.

Inter-frame prediction (Inter) in HEVC

Inter-frame prediction (Inter) in HEVC

CHAPTER 2

How to eliminate spatial or temporal redundancy: non-integer motion vectors, bi-directional prediction, adaptive selection of image block shape, size, and position during prediction, lists of frames to be used as reference block sources for motion compensation, motion vector prediction.

 

A key step in digital video data processing in hybrid block video encoding systems is eliminating spatial or temporal redundancy. To eliminate temporal redundancy, the coding system searches the previously encoded video images for the most similar image area (block) to the block currently being encoded. Once found, the samples (pixels) of this block are used as an estimate, or prediction, for the pixel values of the current block. The predicted samples are subtracted from the samples of the current block, resulting in a difference signal (residual). Obviously, this residual only contains information about the differences between the images in the current block and the predictive block. In case of a “good” prediction, the residual contains significantly less information than the block being encoded, which determines to a large extent the video data compression ratio during encoding. It is the residual signal information that, after some additional processing, is placed in the encoded stream; basically, it constitutes the result of encoding.

Other information is also added to the stream to allow a decoding system to make the prediction. What kind of information is it? First of all, some identifier is needed for the previously encoded video image (called the reference) in which the predictive block was found. The identifier should be accompanied by information about the coordinates of the predictive block inside the reference image. These coordinates are usually specified relative to the position of the block currently being encoded - in other words, as the current block’s offset from the predictive block. A set of horizontal and vertical offsets is thus called a motion vector. In essence, the motion vector shows how far the current block has shifted from the predictive block.

The basic decoding procedure is to find a reference image among the previously encoded images using its identifier, obtain the predictive block samples from this image based on the known coordinates, and add to them the residual signal values from the encoded stream. The result is a decoded image. Easy! This simple idea was first implemented back in 1988 during the development of the H.261 standard. In the course of the last 25 years, it was augmented with several others which made it possible to significantly reduce the amount of information required both to describe the residual signal and to identify the block on the reference image used for prediction. Here is a quick summary of these extensions.

Non-integer motion vectors

It is clear that in real-world video sequences, it often happens that the image of one frame is offset from the image in another (reference) frame by a non-integer number of samples. The introduction of non-integer motion vectors in this situation makes it possible to improve the “quality” of the prediction considerably. With non-integer offsets, interpolated (shifted relative to an integer position) reference block samples are used for prediction. The magnitude and direction of this shift are defined by the fractional parts of the horizontal and vertical motion vector components.

Bi-directional prediction

Bi-directional block prediction uses two reference blocks, each of which may reside in its own reference frame. The prediction for the block currently being encoded is formed as a half-sum of the sample values from both blocks. Most commonly, one of the reference frames comes from the part of the video sequence before the frame that contains the current block and the other comes from the part after the current frame. Since only previously encoded frames can be used as a reference, the introduction of bi-directional prediction makes it necessary to encode video frames in a different order from the one in which they appear in the video (see Figure 1). But what is the actual idea here? How does this bi-directional prediction—or bi-prediction, with blocks encoded in this way referred to as B-blocks and encoded frames containing these blocks as B-frames—bring improvement in the video data compression ratio and hence prediction “quality”? Consider several scenarios in which this improvement is clear.

Fig 1. With bi-directional prediction, the order in which video frames are encoded or decoded can be different from their order in the video sequence

Scenario 1. Suppose that non-integer motion vectors in the encoding system can be specified with quarter-pixel accuracy. One reference frame precedes the frame currently being encoded in the video sequence, and the other comes after the current frame (see Figure 1). The current block is offset horizontally relative to the reference block in the first reference frame by –1/6 pixel. If it is also offset relative to the second reference block by 1/6 pixel along the same axis, then the arithmetic mean of the samples from the two blocks will be equivalent to a linear interpolation for calculating samples shifted by 1/6 pixel. Thus, bi-directional prediction in this case amounts to increasing the accuracy with which the motion vectors are specified. Of course, the above example is somewhat idealized. However, even when the fractional parts of the motion vectors are not equal in absolute value, averaging samples from the two blocks increases the “quality” of prediction. (Why are opposite-signed offsets used in the example? It is simply because one of the reference frames precedes the current frame and the other follows it. When objects in a frame are moving continuously, it is highly likely that the image in the current block will be offset in opposite directions relative to the first and second reference images.)

Scenario 2. Suppose that some object filmed by a video camera is rotated with time in a plane parallel to the video frame plane. Again, we have two reference frames here, one of which is recorded earlier than the frame currently being encoded and the other at a later point in time. It is clear that the image in the current block will be rotated with respect to the reference images by opposite-signed angles. If the angles are small, averaging the reference images will compensate (perhaps not completely) for this rotation, which will provide for better prediction “quality”.

Scenario 3. The image in the block being encoded does not move relative to the preceding or subsequent reference images. However, the illuminance in this area of the frame changes with time— for instance, the image gets darker. Clearly, in this case it is also possible to achieve a closer approximation of the image using bi-directional prediction.

In real-world video sequences, any combinations of the above scenarios are possible. It is clearly possible to come up with further examples where bi-directional prediction would bring obvious improvement.

Adaptive selection of image block shape, size, and position during prediction.

This option can also help improve prediction “quality” significantly when performing motion compensation by adapting the shape, size, and position of the block being coded to those of the moving object. An example of such adaptation is shown in Figure 2.

Fig 2. The shape, size, and position of the block to be predicted are adapted during coding to the boundaries, size and position of the objects in the video frame (Image obtained using the Elecard HEVC Analyzer software)

Lists of frames to be used as reference block sources for motion compensation

It is far from true that the image area yielding the best prediction for the current block is always located inside the closest video frame(s) in the video sequence that precede or follow the image being encoded. In this situation, the best prediction could be achieved by analyzing all previously encoded frames during motion compensation processing. This approach is clearly impractical because it requires virtually unlimited memory capacity to store the decoded images and virtually infinite time to search them for the best reference blocks. Modern video coding systems generally use a compromise approach. For each video frame to be encoded, they create a finite list of video frames that can be used as references. The encoding system then adds information about the content of this list to the encoded video stream.

Motion vector prediction

Each block encoded using inter-prediction should be accompanied by information about one or two (in case of bi-directional prediction) motion vectors. Sometimes the amount of this information is comparable to or even exceeds that necessary to describe the residual signal. To curb the amount of motion vector information in the encoded stream, modern video coding systems make extensive use of motion vector prediction methods. When these are used, the decoding system calculates the prediction vector, mvp (from Motion Vector Prediction), according to a known algorithm. Only information about the difference vector defined as the difference between the motion vector and its prediction is then added to the encoded stream. These difference vectors are called mvd (from Motion Vector Difference).

 

Read more:

Chapter 1. Video encoding in simple terms

 

About the author:

Oleg Ponomarev, 15 years in video encoding and signal digital processing, expert in Statistical Radiophysics, Radio waves propagation.  Assistant Professor, PhD at Tomsk State University, Radiophysics department. Head of Elecard Research Lab.

 

Use Elecard StreamEye to analyze bitstream

Check the tool to compare encoders

By entering your e-mail address and submitting this form, you agree to receive information, special offers and promotions regarding Elecard products and services. You can withdraw consent at any time.