EPSNR

Метрика EPSNR

EPSNR — расчетное пиковое отношение сигнала к шуму (от англ. Estimated Peak Signal-to-Noise Ratio). Метрика разработана специалистами Elecard и позволяет оценить уровень искажения видео во время последнего сжатия без использования исходного видео.

EPSNR измеряет относительный размер квантайзера к квантованному коэффициенту дискретного косинусного преобразования (ДКП), выраженному в децибелах, поэтому его можно сопоставить с PSNR. Допустим, коэффициент в закодированном потоке равен 5, а квантайзер — 20. Таким образом, деквантованный коэффициент будет равен 100, а исходный коэффициент до квантования был в диапазоне от 90 до 110. Если коэффициент после квантования равен нулю, то исходное значение лежит в диапазоне от -10 до +10 (для квантайзера, равного 20).

Если модифицировать все деквантованные коэффициенты, добавив к ним случайное число в диапазоне от -Q/2 до +Q/2, то это будет соответствовать реальной погрешности квантования. Конечно, для малых коэффициентов в нижней правой части преобразованного блока этот метод не работает, так как его распределение не равномерно, а ближе к гауссовскому распределению около нуля. Таким образом, для малых коэффициентов применяются особые модификации.

Коэффициенты, модифицированные вышеуказанным способом, используются для расчета пикселей, а затем между декодированным и измененным изображением вычисляется стандартный PSNR. Полученная в результате кривая EPSNR ведет себя аналогично реальному PSNR.

Очевидно, что этот метод работает лучше при более высоких коэффициентах и меньших квантайзерах, например для видео с большим количеством деталей и динамических сцен, закодированного на высоких битрейтах.

Ниже представлены несколько примеров метрик PSNR и EPSNR, рассчитанных для одного видео, закодированного с разной степенью сжатия.

Голубая кривая — PSNR, красная — EPSNR. Шкала в дБ. Видео в разрешении 1080p, имеет множество мелких деталей, очень сложное для кодирования.

На графиках видно, что модель хорошо работает для 10–40 Мбит/с, в то время как при 5 Мбит/с есть значительные проблемы с B-кадрами. А вот I- и P-кадры выглядят более или менее хорошо даже при 5 Мбит/с и PSNR 25–27 дБ. Так происходит из-за упомянутой проблемы малых коэффициентов. В тестовом видео при 5 Мбит/с почти все коэффициенты в B-кадрах равны нулю, поэтому сложно оценить реальное распределение их значений. Средний размер сжатых B-кадров при 5 Мбит/с равен 4 170 байт, в то время как размер P-кадров — 45 729 байт. Эта разница приводит к такой большой погрешности при расчете EPSNR для B-кадра по сравнению с P-кадром.

Вычислить EPSNR потока с помощью Elecard StreamEye

Elecard EPSNR metric

EPSNR – Estimated Peak to Signal Ratio is a metric, developed in Elecard in order to estimate how much video was affected during the last compression in case of absence of source video.

EPSNR measures a relative size of quantizer to quantized DCT coefficient expressed in db, so could be compared with PSNR. Say, coefficient in the encoded stream is equal to 5 and quantizer is 20. Thus de-quantized coefficient will be equal to 100, and source coefficient, before quantization, was somewhere in the range from 90 to 110. If a coefficient is equal to zero after quantization, then original value lays somewhere in the range -10 – +10 (for Q=20).

So, if we modify all de-quantized coefficients adding to them a random number from the range -Q/2 – +Q/2 it will correspond with the real quantization error. Of course, it’s not true for small coefficients from lower right side of transformed block, since it’s distribution is not even, but closer to Gaussian distribution around a zero. So, special modifications are applied for smaller coefficients.

Coefficients, modified with above approach are used to calculate pixels, then the standard PSNR is calculated between the decoded image and modified one. Resulting EPSNR curve behave similar to real PSNR.

It is evident that this method works better with higher coefficients and lower quantizers, i.e. for high motion, detailed video encoded at high bitrates.
Below you may see a few samples of actual PSNR and EPSNR metrics calculated for the same video with different compression ratio.

Blue – PSNR, red – EPSNR. Scale in db. Video – 1080p, has a lot of small details, extremely hard to encode.
You may see, that model works fine for 10-40 mbps, while at 5 mbps has significant problems with B-frames. I- and P-frames are more or less good even at 5 mbps at PSNR’s of 25-27 db. This is due to mentioned problem of small coefficients. For the test video at 5 mbps almost all coefficients in B-frames are equal to zero and it’s hard to estimate its real values distribution. Average size of compressed B-frames at 5 mbps is 4,170 bytes, while P-frames – 45,729 – this difference gives such a big error in EPSNR calculation for B-frame in comparison to P-frame.

Measure EPSNR in your stream using Elecard StreamEye